И. Шильтбергер отмечал, что к началу XV века в Каффе жили христиане и “последователи шести различных вероисповеданий”. Полагают, что он подразумевал под “христианами” только католиков; остальные — это сторонники армяно-григорианской церкви, греческого и русского православия, иудеи талмудистского и библейского толков и, наконец, мусульмане [75].
Генуя предписывала властям Каффы щадить религиозные чувства последних, всячески поддерживая при этом католическую церковь и деятельность ее миссионеров. Данное обстоятельство проявилось, между прочим, уже в том, что самые важные сооружения города — как, например, башни крепостей — носили имена наиболее почитаемых католических святых: Константина, Теодора, Антония, Фомы, а одна из них — имя папы римского Клемента VI. Генуя и Каффа отмечали общие для них религиозные праздники, а главный храм католиков — церковь св. Агнессы — был, в сущности, и главным храмом Каффы, поскольку звон его колоколов определял ритм религиозной жизни колонии.
По словам современников, церковь св. Агнессы отличалась таким богатством и блеском, что даже “набожнейший в то время Париж не мог представить равной” [76]. Папа римский Иоанн XII пытался даже учредить при этом храме епархию, которая должна была простираться “от Варны в Болгарии вдоль до Сарая и от моря Черного до Русской земли”. Главенство католической церкви в Каффе подкреплялось некоторыми экономическими мерами.
В частности, храм св. Агнессы получал в пользование шестую часть всех доходов фактории от мореходства. Религиозная пропаганда католических миссионеров имела успех, по преимуществу, среди армянского населения Каффы [77], прежде всего — купечества, стремившегося получить доступ к управлению делами колонии и ряд других привилегий, и отчасти — у зажиточной верхушки греческой и татарской общин.
В числе сохранившихся в Феодосии храмов армяно-католическому приходу принадлежали две церкви — св. Георгия и Архангелов Михаила и Гавриила. Первая являлась прежде церковью Георгиевского монастыря, располагавшегося вне города, южнее стен внешнего оборонительного кольца [78]. Этот храм дошел до нас в сильно искаженном виде, затрудняющем его характеристику как памятника архитектуры. Позднейшими перестройками, впрочем, так или иначе изменен облик не только данной церкви, но и всех других культовых строений Каффы.
На протяжении своей истории они неоднократно переходили в собственность иных, нежели прежде, религиозных общин. Случалось, что католические храмы становились православными, на развалинах христианских построек отстраивались мечети, а в мечетях устраивались христианские церкви. Указанные трансформации сопровождались перепланировками или ремонтом, приводившими к исчезновению некоторых важных деталей архитектурного убранства и видоизменению целых частей этих сооружений, что выразилось, например, в факте повсеместной замены каменных кровель на черепичные крыши.
Подобной участи не избежала и церковь Архангелов Михаила и Гавриила. Храм построен в 1408 году. Он состоит из двух основных частей: большого зала — нефа и поперечного объема – трансепта. По сторонам большого зала проходят узкие коридоры, имитирующие боковые нефы. В средокрестии, на месте пересечения осей центрального нефа и трансепта, установлен восьмигранный барабан с невысоким куполом. Интерьер храма крайне лаконичен. Основной его декор — арки стрельчатого профиля и детали свода, наделенного в боковых крыльях трансепта ложно-готическими нервюрами. Наружным объемам церкви придан вид латинского креста. Над входом в нее изначально размещалась рельефная композиция с изображениями Богоматери, архангела Гавриила и агнца с лабарумом [79].
Все описанные особенности устройства храма Архангелов свойственны обычным культовым строениям Западной Европы. Полагают, что создатели этой церкви без каких-либо существенных отступлений воспроизвели в ней собственно-генуэзскую архитектуру, образцы которой, несомненно, существовали в самой Каффе [80].
Следование итальянским образцам проявилось в какой-то мере уже в характере архитектурного оформления армянской церкви св.Иоанна Предтечи, построенной в 1348 году. Этот храм состоит из двух небольших смежных помещений, перекрытых полуциркульными сводами: гавита [81] и главного объема, увенчанного восьмигранным барабаном с куполом. Фасады церкви лишены какой-либо декорировки. Внутреннее пространство, напротив, снабжено изящными архитектурными деталями: арки сводов поддерживаются полукапителями в виде свисающих сталактитов; портал входа в основной зал обрамлен характерной для армянского искусства так называемой “сельджукской цепью”, как бы сплетенной из каменных жгутов, и богатым растительным орнаментом.