Живописную картину ожерелья башен и стен укреплений обогащали и дополняли многочисленные культовые и общественные постройки. Они чрезвычайно разнообразны по силуэту, массам и архитектуре. Среди храмов встречаем бескупольные, купольные, мечети с куполами и минаретами, караван-сараи. Сохранившиеся церкви Феодосии двух структур – купольные и бескупольные. Наиболее многочисленны небольшие бескупольные однонефные армянские храмы. В плане они имеют один прямоугольный неф и одну полукруглую апсиду. Перекрыты полуциркульным, а апсида конховым или четвертьсферическим сводом. Но при общем типе планово-пространственной структуры каждый храм имеет свой неповторимый облик. Достигнуто это простыми средствами – варьированием пропорций отдельных слагаемых планово-пространственной структуры.
Так, например, храмы Иоанна Богослова, Георгия, Стефана на Карантине и Сергия в городе однотипны и вместе с тем имеют свой неповторимый облик. В их архитектуре главное внимание зодчим уделено не экстерьеру, а интерьеру. В них воплощён тот этап развития эстетического сознания, когда возрастает сознание самоценности личности, когда она нуждается в более интимном интерьере, поэтому они получают иное решение, в них усиливаются черты лиризма и уюта. В этом смысле весьма показательна архитектура церкви Иоанна Богослова (14 столетие). Первоначально храм имел обширный притвор – гавит, перекрытие которого опиралось на четыре колонны. Теперь у него сохранились только стены на высоту 2-3 м.