Менгиры эпохи бронзы, как говорилось выше, это камни с неустановленным значением. В более поздние времена непонятные мегалиты включали в круг локальных верований, приспосабливая к особенностям своего мировоззрения. Почитание крупных стоячих камней издревле распространено весьма широко среди народов стран Центральной и Юго-Восточной Азии.

Причины почитания камней разнообразные. В одном случае они служат ориентирами на местности, в другом – пограничным знаком, в третьем – пристанищем душ убитых неким героем врагов, которые прислуживают ему в загробном мире, в четвертом – служат вместилищем божеств или духов на святых местах и т.д. В отдельных случаях вертикально поставленные высокие узкие камни могут выполнять функцию мирового дерева или мировой горы, соединяющих в сознании верующих людей три уровня мироздания – Неба, Земли и Подземного. Тогда можно сказать, что данный стоячий камень есть духовный символ единения пространства трех миров, т.е. верха, низа и сторон света.

В соответствии с религиозными воззрениями народов стран Центральной Азии (крымских на этот счет не было или не сохранилось) установленный феодосийский столб может быть символом единения пространства мироздания. Но он при всем желании не может быть символом «энергии земли и неба», как это написано на табличке, укрепленной возле экспонированного объекта.

И вообще, причем здесь энергия? Этот термин, означающий в греческом языке «деятельность», применяется в значении «деятельная сила», букв. «материальная сила». К сожалению он стал расхожим у эзотериков, заменяя такие понятия как «пневма» — греч. «дуновение, ветер» или «ци» — кит. «воздух, эфир, пар, туман, дыхание природы», употребляемые для обозначения понятия «жизненная сила». Если вдуматься, то как-то слишком сложно применить сказанное к феодосийскому столбу.

По поводу установки «менгира» сайт Kafanews сообщает: «Теперь сквер возле башни Константина можно считать своеобразным местом силы, поскольку на его территории установлен длинный камень 1 тыс. до н.э. (2)». Однако, «длинный камень» здесь является вторичным по отношению к месту установки. В соответствии с понятиями современных эзотериков (раз уж употреблена их терминология) — «место силы — это участок, источающий энергию, которая оказывает благотворное воздействие на людей».

Неверно, что воздействие только благотворное, но сейчас это неважно. Никакой такой чудотворной энергии участок перед башней Константина никогда не источал и не источает. Вообще-то существуют весьма строгие требования к выбору места, где будут совершаться отправления того или иного культа. После выбора, место соответствующим образом оформляют, устанавливают символ мирового дерева, проводят специальные ритуалы (8). Поэтому, просто так взять и назвать сквер «местом силы», только лишь потому, что в нем внезапно установили столб, конечно нельзя.

К тому же для крымского историко-культурного пространства такой «менгир» совершенно инороден и по духу и по содержанию. От него, в контексте имеющейся современной сопроводительной информации, так и тянет неоязычеством. Причем самого низкого уровня!

Критикуя — предлагаю

Если уж так не терпелось установить камень-символ города, то не следовало бы никому из участников акции вдаваться в дешевую эзотерику, совершенно противоречащую историческому мировоззрению народов, некогда населявших Феодосию и ее окрестности. Не стоило устанавливать нелепый каменный фаллос, не Индия все же, где это приветствуется. Теперь это приводит к экстремистским попыткам вульгарно разрисовать столб и написать на нем матерное слово, однако точно передающее его сегодняшнюю видовую характеристику. Не стоило мучительно придумывать сомнительные легенды о любви участникам конкурса, явно навеянные опять-таки легко узнаваемым в каменном столбе неприличным символом.

Вероятно, надо было установить рядом два разлученные каменных столба (которые раньше всегда были вместе), один, изъятый из мусорной кучи, и другой, покалеченный войной, с холма Митридат. Затем перевить их толстым корабельным канатом, символизируя его как швартовы, а площадку под столбами оформить как причал. Так и получился бы символ дома, тихой бухты и надежной пристани. Вспомним слова из песни незабвенной Людмилы Зыкиной:

«Здесь мой причал, и здесь мои друзья,
Все, без чего на свете жить нельзя».

Возможно, все еще можно исправить. Тогда ни у кого не поднимется рука на композицию, символичную для нашего портового города.

  1. Менгир (Феодосия): http://wikimapia.org/19757489/ru/

  2. Открытие менгира 1 тыс. до н.э.: теперь в Феодосии появилось место силы (фоторепортаж).
    http://kafanews.com/novosti/106623/

  3. Загадочный камень менгир.
    http://kafabella.ru/glavnaya/article_post/zagadochnyy-kamen-mengir

  4. Менгир.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/

  5. Менгир.
    http://www.symbolarium.ru/index.php

  6. Менгиры Крыма.
    http://ezotour.com/mengiry-kryma

  7. Интервью с директором музея древностей в Феодосии — Андреем Евсеевым.
    http://kafabella.ru/glavnaya/article_post

  8. Учитывая обширность и многоплановость затронутой темы, рекомендую обратить внимание на несколько научных работ автора данной заметки:

    • Экологическая функция религии // Этнографическое обозрение. 2001. №1. – С. 23-38.

    • Места поклонения Ферганы как объект научного исследования // Этнографическое обозрение. 2001. №6. – С. 63-79.

    • Сакральная экология. Формы религиозно-экологического мировоззрения. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2003. – 152 с.