В середине XI века в степях Северного Причерноморья появились новые кочевники – половцы (куманы, кипчаки). В местах половецких кочевий степей юга восточной Европы до сих пор сохранились каменные изваяния – так называемые «половецкие каменные бабы». Подобные статуи были как мужские, так и женские. В экспозиции представлена известняковая фигура половецкого воина. На статуе хорошо просматривается детали кафтана, защитные доспехи: шлем, оплечья, кольчуга. Можно различить серьги в ушах воина, косу. В витрине показаны находки из средневекового кочевнического захоронения вблизи современного города Феодосии – детали конской сбруи, доспехи, вооружение.

К XIII веку в степи сложился смешанный тюркоязычный печенежско–половецкий этнос. С расселением половцев и северопричерноморских степях нарушились связи между Русью и Тмутараканским княжеством, которое в 1094 году престало упоминаться в древнерусских летописях. К XII веку половецкая власть установилась над большинством послений Крымского полуострова. Оседлое население Крыма, попавшее в зависимость от половцев платило дань.

Следствием половецкой гегемонии стала относительная стабилизация в регионе. Длительное отсутствие внешней военной угрозы содействовало притоку населения в Крым и хозяйственному возрождению. Вместе с тем постепенно ослабевало влияние Византии в Таврике и приходил в упадок Херсон. На полуострове возникали мелкие, относительно обособленные полунезависимые феодальные княжества. К XIII веку экономическое средоточие края переместилось в Восточный Крым, который благодаря быстрому росту своих городов стал передовым районом страны. В немалой степени возрождению Восточного Крыма способствовали крестовые походы XI – XIII веках Вызванные ими постоянные войны привели к нарушению торговых путей, связывавших Еврору с Востоком и проходивших через Палестину. Уже в XIII веке основные торговые пути переместились на север, к берегам Черного и Азовского мерей. Главным крымским портом, через который осуществлялась азиатско–европейская торговля, на первых порах стал город Сугдея (Судак). Такова была ситуация в Крыму накануне прихода татаро–монгол.

В середине XI века в степях Северного Причерноморья появились новые кочевники – половцы, команы, кипчаки. В местах половецких кочевий степей юга восточной Европы до сих пор сохранились каменные изваяния – так называемые «половецкие каменные бабы». Подобные статуи были как мужские, так и женские. В экспозиции представлена известняковая фигура половецкого воина. На статуе хорошо просматривается детали кафтана, защитные доспехи: шлем, оплечья, кольчуга. Можно различить серьги в ушах воина, косу. В витрине показаны находки из средневекового кочевнического захоронения вблизи современного города Феодосии – детали конской сбруи, доспехи, вооружение.

Конкретные сведения о пребывании половцев в Крыму содержат несколько письменных источников. В 1154 г. арабский географ ал-Идриси, живший в Сицилии при дворе норманнского короля Роджера II, завершил свой труд под пышным названием «Развлечение истомленного в странствии по областям». Это был так называемый «Дорожник», содержавший описание берегов Средиземного и Черного морей, с указанием приморских городов, портов, якорных стоянок и прочей информации, полезной для практического мореплавания и торговли. Побережье Крыма описано здесь с весьма высокой степенью точности, указаны расстояния между береговыми пунктами, дана краткая характеристика некоторых из них. Приводится перечень торговых городов и особый интерес представляет первое в источниках упоминание Джалиты-Ялты, причем только для нее сделано указание, что «это город (принадлежащий) стране ал-Куманийа».

Проезжавший через крымскую степь Виллем Рубрук отметил, что до прихода татар, то есть за 20 лет до этого, здесь жили команы, которые заставляли приморские города и замки платить им дань.

Запечатлелась память о половцах и в географических названиях с элементом «кипчак», сосредоточенных, в основном, в степной части полуострова. Да и все степное пространство Северного Причерноморья и далее на восток называлось Дешт-и-Кипчак, то есть «Половецкая степь».

Замечательным памятником половецкого языка является словарь XIV в. Кодекс Куманикус (Codex Cumanicus), обнаруженный в архиве знаменитого итальянского поэта и гуманиста Петрарки. Этот словарь предназначался для торговцев, дипломатов и миссионеров, то есть тех европейцев, кто, отправляясьв далекое Северное Причерноморье, радели об успехе своих миссий. Залогом этого было знание местных языков, или еще лучше того языка, которым пользовалось большинство местного населения. Таким языком межэтнического общения, своеобразным койнэ степей, был язык кипчаков. Его хорошо понимали кочевых таборах, и в приморских торговых городах.

К XIII веку в степи сложился смешанный тюркоязычный печенежско–половецкий этнос. С расселением половцев и северопричерноморских степях нарушились связи между Русью и Тмутараканским княжеством, которое в 1094 году престало упоминаться в древнерусских летописях. К XII веку половецкая власть установилась над большинством послений Крымского полуострова. Оседлое население Крыма, попавшее в зависимость от половцев платило дань.

Следствием половецкой гегемонии стала относительная стабилизация в регионе. Длительное отсутствие внешней военной угрозы содействовало притоку населения в Крым и хозяйственному возрождению. Вместе с тем постепенно ослабевало влияние Византии в Таврике и приходил в упадок Херсон. На полуострове возникали мелкие, относительно обособленные полунезависимые феодальные княжества. К XIII веку экономическое средоточие края переместилось в Восточный Крым, который благодаря быстрому росту своих городов стал передовым районом страны. В немалой степени возрождению Восточного Крыма способствовали крестовые походы XI – XIII веках Вызванные ими постоянные войны привели к нарушению торговых путей, связывавших Европу с Востоком и проходивших через Палестину. Уже в XIII веке основные торговые пути переместились на север, к берегам Черного и Азовского мерей. Главным крымским портом, через который осуществлялась азиатско–европейская торговля, на первых порах стал город Сугдея (Судак). Такова была ситуация в Крыму накануне прихода татаро-монголов.