В составе державы Митридата VI Евпатора северопонтийские города обладали известной автономией, сохраняли свое внутреннее устройство. После гибели Митридата в 63 году до н.э. Боспор попал в зависимость от Рима.

В первые века новой эры Боспорское государство переживало новый подъем. Оно занимало всю ту территорию, что и в период расцвета при Спартокидах. Вся полнота верховной власти была сосредоточена в руках царя. Вступление на престол каждого нового правителя подлежало утверждению римского императора. Помимо собственных имен, боспорские цари обязательно использовали римские династические имена Тибериев Юлиев.

Портреты членов римского императорского дома помещались на золотых боспорских монетах. В государстве был учрежден культ императоров, первосвященниками которого выступали боспорские цари. Но практически политик Боспорского царство была достаточно самостоятельна как во внутренних делах, так и в сфере внешних сношений.

Через крупнейшие города Боспора по – прежнему вывозилось большое количество зерна, другие товары. Расширялись торговые связи с различными уголками древнего мира. Из зависимых от Римской империи районов на Боспор ввозилась разнообразная краснолаковая и стеклянная посуда, украшения, светильники.

Позднеантичные памятники искусства в экспозиции представлены прекрасной мраморной головой Геры – римской копией рубежа I – II веках н.э. с греческого оригинала, фрагментом портретной статуи мальчика, малоазийскими терракотовыми статуэтками.

Отдельные области боспорского государства или отдельные города подчинялись власти наместников. Традиции полисного самоуправления в первые века новой эры были, практически, уже полностью изжиты. Среди боспорских регионов Феодосии, видимо, принадлежало важное место. в одной из надписей 70–х годов III века имя Менестрата, наместника Феодосии в списке боспорских чиновников названо сразу за именем царя. К тому же этот Менестрат был и наместником царской резиденции.