Второе задание предполагало парадоксальный подход к музейному объекту: его не выпячивали, а наоборот – вписывали в индивидуальную арт-реальность, причем сделать это надо было настолько органично, чтобы артефакт просто «затерялся» в плотной графике, становясь фрагментом сюжета или орнамента, который распознать моментально было бы практически невозможно. Сначала мы отдаляемся от предмета, а затем возвращаемся к нему – обогатившись неожиданными интерпретациями. В итоге – 21 художник, 21 археологический экспонат, 21 ассоциация. Ассоциации, естественно, самые разные – от орнаментальной стилизации и сказочных сюжетов до иронических трансформаций рекламного глянца.

Задание, которое условно назвали «Параллели: артефакт и его современные аналоги», было призвано разрушить стереотипное представление об археологии, как «нафталине», неспособном вызвать живые человеческие эмоции. На самом деле, в окружающей нас реальности «разлиты» предметы и явления, имеющие самое к ним непосредственное отношение. Нужно только включить ассоциативное воображение, и вы увидите, что сарматский божок с воздетыми обрубками рук один в один напоминает курортников, загорающих в соответствующей позе.

"Обсуждение работ участников воркшопа в Феодосийском музее древностей (22.08.2013)"
«Обсуждение работ участников воркшопа в Феодосийском музее древностей (22.08.2013)»

В таком веселом тандеме и божок, и отдыхающее тянут, как минимум, на звание бренда Феодосии. Собаки, конечно, не грифоны (стела с изображением грифона – один из самых ценных экспонатов музея), но если мысленно приделать им роскошные грифоновские крылья, как это сделала Юлия Мельник (Украина), они будут смотреться не менее эффектно. А округлая крышечка с древнего сосуда просматривается в летних шляпках курортниц (проект Светланы Михальчевской, Украина). Молодые авторы нашли ещё много разных неожиданных аналогий.

К слову, на финальной выставке Никита Худяков предложил посетителям свой авторский интерактив, созданный помимо заданий воркшопа: видео-инсталляцию «Музей Touch», которая визуализирует волнующий момент прикосновения к истории. В Феодосийском музее хранится типичное изваяние половецкого воина – с массивным туловищем, скрещенными на животе руками и стертым лицом.

Идею арт-проекта Никита почерптул из общения с музейными смотрительница: по их версии, он источает мощнейшую энергию, которой можно «заряжаться». Автор визуализировал эту идею, вложив в помощью видео-проекции в руки древнего воина виртуальную чашу. Если к ней прикоснуться – вся фигура начинает излучать разноцветные волны. Этот современный способ взаимодействия с экспонатом особенно понравился смотрителям: видео-проекция, не вредя музейным объектам, привлекает к ним повышенное внимание. Мало кто удержался от соблазна напитаться энергетикой древних. К тому же, потрогать музейный объект удаётся далеко не всегда.