За Кацивели дорога идёт редким дубовым леском. В 6 км от Симеиза — Кикенеиз, б. имение Алчевской. Имение прорезано когда-то хорошими шоссейными дорогами. И здесь большинство дач пустуют, но в некоторых сдаются комнаты. В даче б. Понизовкиной — дом отдыха ГПУ. Над имением виднеются строения большой деревни Кикенеиз. Ещё выше под самым обрывом Яйлы — отколовшийся от неё Утёс Исар (734 м) с остатками крепостной кладки (см. выше). Несомненно, нижний Кикенеиз — место с огромным курортным будущим. Главное его преимущество — огромный, ровный пляж, так называемый, «Золотой берег», по красоте и простору не имеющий себе равных на Южном берегу. Великолепна открывающаяся на западе панорама Байдарских гор.

К Кикенеизу примыкает запущенный старый парк бывшего имения Ревелиоти с прекрасными рощами кипарисов. В 3-х километрах от Кикенеиза — небольшая татарская деревушка Кучук-Кой. Местность завалена громадными обломками скал, следами происшедшего здесь в 1786 году, вследствие оползня, грандиозного обвала. По свидетельству П. С. Палласа, тогда сполз в море участок суши, шириной до 2 км. Обвал увлёк за собой 16 домов деревни Кучук-Кой, сады и огороды. Жители успели спастись в деревне Кикенеиз. Причина обвала та же, которая вызывает сползание многих местностей Южного берега. Известняки, лежащие на глинистых сланцах, обильных в верхних своих частях водой, сползают по крутому склону к морю. Сообщение здесь между отдельными местностями очень затруднено.

Дальше, до самого мыса Айя, идёт местность, мало населённая. Береговая дорога есть только местами. Вдоль всего побережья можно пройти пешком или проехать верхом по кордонной тропе. Здесь идёт ряд крупных усадьб. Между ними затерялись маленькие татарские деревушки — Мухалатка и Мшатка. Сообщается вся эта местность по нескольким шоссе и грунтовым дорогам, проведённым от усадьб к верхнему шоссе. Всё это побережье значительно более круто, чем, например, Симеиз, Лимены, Мисхор.

За Кучук-Коем расположены три Кастрополя — Верхний, Средний и Нижний. В последнем — дом отдыха работников жилстрой-кооперации. Благодаря крутизне нависших шиферных склонов, Кастрополь производит впечатление самого уединённого уголка Южного берега. Есть прекрасный парк и пляж. Сообщение поддерживается с Симеизом при помощи моторного бота. Рядом с Кастрополем — красивая скала «Ифигения» (выход массивно-кристаллической породы). Далее, к западу, в 12 км от Симеиза, расположено бывшее имение Кокорева Мухалатка. Здесь — старый парк, редкий розариум (до 600 сортов) и большой дворец. Имение принадлежит СНК СССР.

Прямо над Мухалаткой высятся утёсы горного прохода Шайтан-Мердвень (Чёртова лестница). С верхнего шоссе легко подняться по ней на перевал, на что уйдёт не больше 20 минут времени (подъём картинно описан А. С. Пушкиным в его «Письмах»). С перевала можно совершить интересную экскурсию в живописную деревню Скелю, приютившуюся в восточном углу Байдарской долины (около 6 км от перевала). Скеля известна своей большой сталактитовой пещерой, «каменными ящиками» и «менгирами».

За Мухалаткой следуют усадьбы Лимнеиз, Мегалей и Мелас. Почти под Лимнеизом расположена небольшая деревушка со смешанным населением — Мухалатка. Усадьба Мелас принадлежала раньше поэту Алексею Толстому. Она соединена прекрасным шоссе с верхним Севастопольским. Ещё западнее, по берегу, идут усадьбы Ай-Юри и Абильбах. В парке много редких растений. Под Абильбахом — остатки бывшей здесь деревни Мшатки. Жители её (почти все) в 1902 году продали землю и выселились в Турцию.

За Абильбахом идёт Форос (быв. имение Ушкова). В нём — 300 гек. земли, 30 гек. — под парком. Виноградники, известные по истории борьбы с филлоксерой в Крыму, уничтожены. Подвалы (одни из обширнейших в Крыму) имеют форму шестилучевой звезды. В прекрасном парке много редких растений, сеть проточных прудиков с мелкой рыбой. Как памятник миллионерской эксцентричности — роскошные конюшни устроенного здесь на крутом карнизе конского завода.

Над Форосом — известная церковь на скале и Байдарские ворота. От церкви в имение идёт прекрасное шоссе. Теперь Форос, равно как и лежащая далее к западу усадьба Тессели, заняты под санаторий Ленинградского текстильтреста. От Фороса до мыса Айя лежит местность, очень мало посещаемая, но заслуживающая большого внимания. Она хорошо орошена и настолько можно судить по имеющимся метеорологическим (скудным) данным и наблюдениям, является самой тёплой частью Южного берега.

На 10 и 11 км — спуск к самому морю на обширную площадь, поросшую крупным можжевельником и крымской сосной. Метров 200 — ровный пляж из чёрного шиферного песка. За можжевеловым леском опять открытое место и невдалеке мыс Сарыч (по-татарски — золототканный), за ним в виде гигантской шахматной туры — маяк. Мыс Сарыч — самая южная оконечность Крыма, и вместе с тем, Европейской части СССР (44 градуса 23 минуты северной широты). За маяком идёт усадьба Комперия.

Далее на запад, к Ласпи и мысу Айя, дорога заметно суживается и идёт большей частью у самого берега — тоже пустынная картина — километра три. Затем открывается почти в 6 км длиною, богатый рыбой, Ласпинский залив, с широким гальковым пляжем. Выше — хороший лес, среди которого маленькая усадьба. в конце бухты, упирающейся в высокий обрывистый мыс Айя, на полугоре приютились беленькие дачи. Это — участок посёлка и залива, именуемый обычно Бати-Лиман (по-гречески, глубокий залив). В довоенное время здесь был «интеллигентский» посёлок, с дачами писателей В. Г. Короленко, Е. Чирикова, художника Билибина, проф. В. И. Вернадского и др. Ласпинская долина замечательна, между прочим, тем, что здесь сохранилась роща редкой реликтовой сосны — Pinus pithyusa var. Stankieviczi Suk. (см. очерк проф. Е. Вульфа «Флора Крыма»).

Из Ласпи легко пройти через невысокий здесь перевал главного хребта и деревушку Кайту в Байдары. Очень интересно также взойти на мыс Айя (557 м), на котором расположено урочище Кокья-бель. Панорама, открывающаяся отсюда, особенно при закате солнца, имеет себе мало равных даже в Крыму!