Ялта — Массандровский водопад — Лесничество — ущелье Уч-Кош
утёс Балан-Кая — дер. Ай-Василь — дер. Дерекой — Ялта (пешком 20 км)

По Симферопольскому шоссе доходят до раздвоения на третьем километре и сворачивают налево по дороге, идущей мимо заразной городской больницы, до новых Массандровских подвалов. Пройдя по дороге ниже подвалов до последнего двухэтажного дома, сворачивают мимо него впрво вверх, минуя водосборный бассейн. От второго колена ведёт тропинка влево к Массандровскому водопаду. Во всякое время года в водопаде есть вода, но весной, конечно, больше.

Водопад очень красив, вода сбегает по камням, покрытым зелёным мхом, а со всех сторон над ними распростёрли шатром свои ветви старые буки, грабы и волошские орехи. Вправо вверх от водопада идёт тропинки, которая шагах в 50 выходит на большую тропу, поднимающуюся немного вверх влево среди соснового леса и выводящую на шоссе, которое доводит до ворот Лесничества. От ворот к усадьбе нужно идти по левой дорожке, которая и приводит к столикам под соснами. От столиков идёт тропинка вдоль изгороди (с левой стороны).

Миновав огороженные питомники, тропинка входит в лес и среди него поднимается на широкую разработанную дорогу. Свернув влево, по ней спускаются в ущелье Уч-Кош, не доходя которого — источник Бахчаным-Сырты-Чокрак. Перейдя русло реки Балы, выходят направо к впадению в неё речки Мастреиз, откуда длинными коленами среди прекрасного соснового леса поднимается хорошо протоптанная тропа на площадку скалы Балан-Кая, с которой открывается чудный вид. С площадки идёт каменистая тропа направо вниз, сначала по склону хребта Баланым-Каясы, а затем предгорьем в деревню Ай-Василь, из которой по новому шоссе через деревню Дерекой возвращаются в Ялту.

9. Ялта — Лесничество — Красный Камень — гора Авинда — Ялта (пешком 35 км)

При совершении этой экскурсии следует иметь ввиду, что путь, начинается почти от самого Лесничества, проходит по территории Ялтинского района Крымского государственного заповедника, почему необходимо соблюдение правил, обязательных при посещении Заповедника (см. очерк «Заповедник»). Инструктор Заповедника живёт на даче «Сосняк» на 7-м километре Симферопольского шоссе.

По Симферопольскому шоссе доходят до Массандровского управления (на 4 км). Свернув с шоссе мимо школы влево на шоссированную дорогу, доходят до ворот Лесничества. От ворот прямо вправо начинается Косьмо-Дамиановское (б. Романовское) шоссе, которое большими пологими петлями выходит наверх на поляну с восточной стороны скал Красного Камня. Между коленами находятся сократительные тропинки, но они очень круты, скользки от хвои и очень утомляют, лучше ими пользоваться на обратном пути.

На 2-м км от Лесничества фонтан и развилок Уч-Йол (три дороги), из коих надо брать среднюю (правая ведёт в санаторию Цустраха «Долоссы»). Несколько выше дорога вступает в охранный район, нижняя граница которого проходит по горизонту около 500 м над уровнем моря. Дорога идёт некогда могучим, теперь сильно вырубленным лесом крымской сосны.

В 4 км так называемое «Кольцо» — разъездная площадка, откуда отрывается красивый вид на Ялту и море. в 1/2 км отсюда прелестная «Грушевая поляна», украшенная раскидистым грушевым деревом. На 5 км — фонтан Большой Магдус. На 7-м км дорога подходит к самому краю грандиозного ущелья Уч-Кош, на дне которого шумит речка Гува и вступает в район Абсолютного заповедника. Хвойный лес постепенно сменяется лиственным, с преобладанием бука, который на 15 км образует особенно высокоствольную рощу. Слева от дороги источник студёной воды. Наконец, на 16-м км дорога выбирается на Яйлу, примерно в 1/2 километре к востоку от Красного Камня.

Подняшись на Красный Камень, любуются грандиозным видом на Ялтинский залив и весь амфитеатр гор, замыкаемых на западе Ай-Петри. Возвратившишь на шоссе, поднимаются на Никитскую Яйлу, которая тоже находится в пределах Абсолютного заповедника. В 1 км от шоссе в восточном направлении возвышается на плато конусообразная вершина Авинда (1.482 м), а ещё правее — другая вершина — немного ниже. На Авинду идут без дороги по чудному мягкому лугу. С горы обширный кругозор. Ялта как на ладони. У карниза Никитской Яйлы и даже на плато растут старые, с красными стволами, северные сосны — Pinus silvestrus. От Красного камня можно пройти до Заповедника (20 км по шоссе). Путь этот описан в маршруте №6 статьи «Заповедник».

Обратный путь в Ялту делают по шоссе, или по сокращённой тропе, начинающейся с западной стороны около Красного Камня и идущей сперва на юг, а затем сворачивающей влево. Дойдя до небольшой поляны, тропа идёт влево вниз (шоссе сворачивает вправо) и проходит мимо лесной сторожки и фонтана Магдус. Пересекши два раза шоссе, выходят мимо питомника, невдалеке от санатории «Долоссы», к фонтану Уч-Йол, от которого по шоссе спускаются к усадьбе Лесничества. Из Лесничества возвращаются в Ялту по шоссе до управления Массандры и, войдя в ворота, спускаются направо по тропинке мимо фонтана на проезжую дорогу, по которой через главные ворота доходят до Пироговской санатории, откуда начинается дорожка прямо вниз в город.

10. Ялта — гора Ай-Никола — Эриклик — ферма — Ялта (пешком 16 км)

По улице Коммунаров, через Ливадию и по Царской тропе через Ореанду выходят на Севастопольское шоссе на 9 км против двухэтажной сторожки, от которой поднимается широкая разработанная тропа, идущая вначале лесом над шоссе, а затем поворачивает направо и, суживаясь, доходит до больших круглых бассейнов, которые остаются с левой строны.

За бассейнами свернуть налево напрямик и, перейдя балку, подняться несколько метров в том же направлении до широкой тропы. Затем идти по ней направо краем балки, на дне которой находятся водопроводные сооружения. По пути встречаются два мостика. Далее справа начинается низкая каменная стена, у конца которой дорога круто поворачивает налево, зигзагами идёт вверх, пересекает три небольшие полянки и выходит на большую лужайку у подножия горы Ай-Никола.

От этой лужайки начинается подъём по хорошо разработанной тропинке на верхнюю площадку Ай-Николы, откуда открывается редкий по красоте вид. Спустившись обратно, нужно пересечь лужайку в прямом направлении до Биюк-Суукского (Эрикликского) шоссе и повернуть по нему направо. Шоссе идёт зигзагами, поднимаясь всё выше и выше к воротам Эриклика.

Вскоре дорога разделяется: правая ведёт на ферму, левая — ко дворцу, который расположен на площадке, откуда через просеку открывается чудный вид на Ялту и её окрестности. Тут же находится бассейн с фонтаном и беседка. В настоящее время дворец обращён в Дом отдыха трудящихся. Возвращение по той же дороге до разветвления шоссе, откуда идти к ферме по левой дорожке. От фермы дорога идёт по Катемеизскому шоссе, которое сливается с Бахчисарайским. Свернув по нему направо, выходят на Севастопольское шоссе против Ливадийского гаража. Дойдя по нему до начала Чайной улицы, спускаются по ней вниз в Ялту.