Берег, по мере приближения к мысу Айя, становится всё круче и круче, совершенно не заселён и, наконец, у мыса переходит в отвесные скалы. Мыс Айя (святой) возвышается на 586 м над уровнем моря. Внизу у моря, на скале у мыса, видна белая горизонтальная полоса. Такие полосы и пятна встречаются и в других местах крымского побережья между Херсонесом и Ялтой. Эти пятна и полосы сделаны для облегчения мореплавателям определения местности во время таких туманов, которые держатся на небольшой высоте над уровнем моря, так что с судов, идущих вдоль берега, видна только нижняя однообразная полоса его.

С восточной стороны мыса Айя у подножия отвесных скал находится дачный посёлок Баты-Лиман. К нему идёт сверху зигзагами заметная с парохода дорога. Местность за Баты-Лиманом называется Ласпи и заканчивается мысом того же имени. Образованная между мысами Ласпинская бухта (50 метр. глубиною) замыкается полукругом отвесных скал. Миновав мыс Ласпи, пароход начинает в этом месте огибать самую южную оконечность Крымского полуострова мыс Сарыч, на котором стоит на голой скале маяк. Возле находится усадьба Комперия.

Мыс Сарыч, лежащий под 44 градусами 23 минутами северной широты замечателен, между прочим, тем, что он является самой южной точкой Крыма, а вместе с тем — и европейской части СССР.

За мысом Сарыч в густой зелени, среди кипарисов, ус. Тессели (дом с серой крышей), а дальше идут обширные владения Форос. И там и здесь расположены дома отдыха профсоюза текстильщиков.

Над Форосом на вершине отдельной скалы стоит Форосская церковь, а ещё выше в седловине Яйлы, левее церкви, у отвесной скалы, можно видеть при хорошем зрении Байдарские ворота; в бинокль же они хорошо видны. Начиная от Байдарских ворот (см. панораму) непрерывной стеной, то повышаясь, то понижаясь, тянется главный хребет Крымских гор — Яйлы; сначала этот хребет идёт недалеко от берега, но затем всё более и более отдаляется от него. Вскоре за Форосом видна небольшая татарская деревня Мшатка, возле которой — ус. Абильбах. Немного дальше и выше видна группа построек среди зелени; это — Ай-Юри.

Следующая группа построек у самого моря (выделяется большой белый дом с 4 башенками и другой дом с куполом), — Мелас. Далее — Лимнеиз и выше его — Мегалей. Километрах в 2 от Меласа к В., также на самом берегу, большой красивый дом и недалеко от него полукруглая колоннада ус. Мухалатки. Выше видна татарская деревня Мухалатка. Хребет Яйлы против этой деревни значительно понижается, образуя широкую выемку. Здесь находится тропа через Яйлу, ведущая на северный склон горной цепи в Байдарскую долину. Тропа называется Шайтан-Мердвень (Чортова лестница).

Далее по берегу у самого моря — усадьба среди кипарисов Нижний Кастрополь, немного выше — Средний Кастрополь (тоже в кипарисах), а ещё выше — Верхний Кастрополь. Восточнее и выше Кастрополей — деревня Кучук-Кой. Пароход, приближается к широкому, отлогому и бедному растительностью Кикенеизскому мысу, над которым видна деревня Кикенеиз. Рядом с деревней с западной её стороны — белый дом покойного художника Куинджи.

Ближе к морю по мысу идёт ряд дач: Кикенеиз (серое здание с красной крышей среди кипарисов и далее 2 белых дачи), затем пустынный участок, быв. Куинджи, далее Кацивели, дачный посёлок. Дачи Кацивели доходят до самого моря. За Кикенеизским мысом показывается вся в зелени усадьба Лимена. Это так называемая Нижняя Лимена. На одном уровне с Кикенеизом можно заметить небольшую татарскую деревню: это — Верхняя Лимена; вправо от неё, на гребне горы Кошки белеют здания Симеизской обсерватории.