Население состоит, главным образом, из греков и русских. Большинство занимается рыболовством. Ловится кефаль, скусбрия и сафридка. Часть продукта перерабатывается здесь же на рыбном консервном заводе «Пролетарий». В 1927/28 хоз. году было выработано 900.000 коробок. Число работчих около 100 чел. Завод с каждым годом расширяется.

Развлечений в городе мало. Есть скромный театр. Жизнь в Балаклаве отличается простотой. Балаклава хорошо для отдыхающих и туберкулёзных в начальной стадии (чистый воздух), но с развившимся туберкулёзом и тяжело больным сюда ехать не следует (сильные ветры).

Прошлое Балаклавы. Крымские историки первое упоминание о ней находят в X-й песне «Одиссеи» (X в. до н.э.), когда «хитроумный» Одиссей и спутники:

Денно и нощно шесть суток носясь по водам, не седьмые
В славную пристань вошли (лестригонов); её образуют утёсы,
Круто с обеих сторон подымаясь, сдвинувшись подле
Устья великими друг против друга из тёмные бездны
Моря торчащими камнями, вход и исход заграждают.

Затем Балаклава упоминается у древнегреческих и византийских историков под именем Прекрасного Порта и гавани Симбалон (Совета). Определённо говорят о Балаклаве итальянские историки XIII-XIV вв. под именем Чимбало (итальянское произношение греческого Симбалон, прим. авт.), когда предприимчивые генуэзцы устроили здесь факторию и для защиты её соорудили крепость, живописные остатки которой высятся и поныне на ближайщих к морю утёсах.

В конце XV века Балаклава переходит во владение татар и турок, в 1475 году генуэзская твердыня уничтожается турками, теряет своё античное имя и получает настоящее татарское название, которое производят от татарских слов: балык — рыба и юва — гнёзда, что оправдывается и поднесь.

В середине XVIII века греческое население её, теснимое татарами, ушло в основанный им Мелитополь и его окрестности. При покорении Крыма русскими в Балаклаве не было ни одного жителя; но так как постройки были в целости, и место имело стратегическое значение, то правительство решило перевести сюда воевавших вместе с Орловым против турок архипелажских греков, поселившихся в Керчи и вблизи неё. Они развили здесь виноградники и сады; но главным занятием оставалось рыболовство. Позднее из них образовали греческий Балаклавский батальон, принимавший участие в Крымской войне, во время которой в Балаклавской бухте стоял весь английский флот.

В ночь на 24 ноября 1854 года ураганом посчти весь флот разметало и разбило, причём у самого входа в бухту затонул на глубине 50 м корабль «Чёрный Принц», везший будто бы несколько миллионов золотом для жалованья английской армии и флоту. Этот утопленник и поныне не даёт покоя предприимчивым людям, и не раз уже делались попытки и отдельными лицами, и компаниями добратья до кают с деньгами, но пока неудачно. Последние попытки производились японскими водолазами в 1927 году, но тоже безуспешно.

Прогулки. Высокий утёс с генуэзскими башнями, куда ведёт хорошая дорожка. Отсюда — обширный вид на открытое море и соседние берега. Налево в лёгкой дымке — выступающий крутым уступом (556 м выс.) мыс Айя, постоянно меняющий свою окраску. В ясный день, благодаря прозрачности воздуха, он кажется почти соседним, а между тем, до него — 12 км.

Направо обрывистые берега в сторону б. Георгиевского монастыря. Прогулки по бухте в многочисленных светлых и чистеньких яликах — главное и лучшее развлечение балаклавцев; они часто проводят на бухте целые часы за книгой, ловлей рыбы или в созерцании её красоты, вдыхая целебный морской воздух. Здесь так тихо, что лодку часто поручают даже детям.

Любителя морских прогулок уходят в открытое море, чаще всего в сторону мыса Айя к небольшому гроту, который несколько напоминает «Лазоревый грот» Италии. В тихую погоду в грот свободно входит ялик. Выветрившиеся известнями грота приняли от времени разнообразную причудливую окраску, которая так гармонирует с тёмной лазурью глубоко прозрачной воды. Несколько далее у подножья расступившихся скал — маленький заливчик Шайтан-Дере (Чортово ущелье). Сюда ездят купаться или полежать в тишине на морском берегу.

В 5-7 минут езды дальше — местность с крутым склоном к морю — Микро-яло и Мегало-яло (малый и большой берег). Здесь прекрасный пляж (галька), а выше его сосновые и можжевеловый лес с полянами. Место хорошо защищено от северных и восточных ветров, почему зимой здесь на несколько градусов теплее, чем в Балаклаве. На запад от выхода из бухты в море — только Васильева балка (около 20 мин.), куда ездят купаться, а затем вплоть до б. Георгиевского монастыря, куда тоже ходят на вёслах и под парусами (около 8 км, 1-1,5 часа хода), нет ни одного удобного для высадки места — всё отвесные скалы.