Наиболее молодая в геологическом отношении область полуострова Крыма — его степная часть: под слоем чернозёмной почвы или суглинков здесь залегают ракушечные известняки и мергели, отложившиеся на дне тёплого моря, которое ещё в третичный период покрывало юг Украины и степной Крым.

Вторая (меловая гряда) сложена песчаниками и мелоподобными мергелями гораздо более древнего возраста (мелового периода).

Самая древняя часть Крыма — его главный хребет, образованный известняками, песчаниками и сланцами юрского, отчасти триасового возраста. В частности, серые мраморовидные известняки, образующие крутой отвес Яйлы, представляют из себя не что иное, как остаток верхнеюрского кораллового рифа, когда-то поднимавшегося со дна верхнеюрского моря. Залегающие под ними шиферные (глинистые) сланцы некогда отложились ввиде ила на дне более древних морей триасового и нижнеюрского периодов.

Глинистые сланцы в процессе поднятия Крымских гор смяты в причудливые складки, а Яйлинские известняки расколоты многочисленными сбросовыми трещинами. Плоскогорье Яйлы буквально изъедено соединённым действием воды и воздуха, показывая характерные черты, так называемого «Карстового» выветривания — воронки, пещеры и т.д.

Самый обрыв Яйлы к морю образовался благодаря грандиозному сбросу. Существует предположение, что Крымские горы некогда простирались далеко на юг, входя в состав обширной Понтической суши, занимавшей место глубокой впадины Чёрного моря и соединявшей горную часть современного Крыма с побережьем Малой Азии. Суша эта просуществовала, по-видимому, до самого конца третичного периода и опустилась в процессе образования глубоководной впадины Чёрного моря, когда и произошёл южнобережский сброс.

Горная часть Крыма представляет из себя уцелевший обломок этой древней суши. В ледниковом периоде обломок этот не раз соединялся широкой континентальной связью с Южной Украиной и Северным Кавказом.

Помимо осадочных горных пород, отложившихся некогда в виде осадков того или иного характера на дне древних морских бассейнов, в горной части Крыма существуют также многочисленные выходы вулканических, правильнее — массивно-кристаллических пород, выдвинутых из расплавленных недр Земли в период образования Крымских гор (в течение всего юрского периода). Большая часть их относится к типу интрузий, т.е. расплавленные массы не дошли до поверхности Земли, а застыли в толще коры, лишь приподняв её верхние слои. Такие куполообразные выходы изверженной породы носят название лакколитов; к числу их принадлежит гора Аю-даг около Гурзуфа, гора Кастель около Алушты и многие другие.

Помимо пород интрузивных, в Крыму существуют и породы эффузивные, т.е. образовавшиеся во время настоящих вулканических извержений, с вытеканием лавы, выбрасыванием пепла и т.д. В настоящее время известно до 5 сильно разрушенных древних вулканов, переставших действовать сотни миллионов лет тому назад (главные из них Карадаг близ Феодосии и вулканический выход Георгиевского монастыря).

Помимо настоящих, хотя и давно потухших вулканов, на Керченском полуострове есть, так называемые, грязевые вулканы или сопки, и поныне действующие. С настоящими вулканами они не имеют ничего общего, так как извергают не расплавленную лаву, а жидкую холодную грязь.

Итак, горообразовательные процесс и вулканические извержения в Крыму давно закончились. Но это не значит, что рельеф Крыма представляет из себя нечно законченное, неизменное: непрестанно размывают текучие воды склоны гор; крутые обрывы южного склона, разрушаясь действием воды и атмосферы, иногда низвергаются грозными обвалами, образующими живописные хаосы скал; подпочвенные воды, размягчая глинистые сланцы крутого южного берега, вызывают коварные, разрушительные оползни, раскалывающие пополам целые дома.

Наконец, процессы оседания земной коры, продолжающиеся в глубинах Чёрного моря, время от времени дают о себе знать то лёгкими, то довольно значительными землетрясениями. Последние повторяются, в общем, не чаще, как через каждые 400-500 лет. Значительные разрушения и паника, произведённые последним крымским землетрясением 1927 года объясняются не столько его силою, не превышавшей 8 баллов, сколько непривычкою населения и непрочностью построек. В результате урока, данного природой, новые здания строятся теперь в Крыму с соблюдением правил, так называемого, антисейсмического строительства, обеспеыивающего максимум устойчивости на случай подземных толчков.