Лучшие памятники мусульманского зодчества в Феодосии погибли. На месте православной соборной церкви стоя.:а громадная мечеть; сохранились рисунки, план да несколько мраморных орнаментированных плит, украшавших некогда эту мечеть. В Феодосийском музее хранится плита с датой сооружения этой мечети в 1522 г., в царствование султана Селима. Рядом с мечетью стояли громадные турецкие бани, построенные известным Константинопольским архитектором Коджи-Синаном. Эти два памятника вызывали удивление всех ученых и путешественников и, несмотря на прекрасную сохранность, были варварски уничтожены в 1833 г. От громадного количества мечетей, отмеченных на плане Каферы 1783 года и зарисованных на старых видах города, сохранились только три мечети и одно дюрбэ (род мавзолея).

Две из сохранившихся мечетей обращены в христианские храмы, третья в руинном состоянии. За старым городским сквером стоит небольшая мечеть, обращенная в лютеранский храм. В наружной обработке стен обращает внимание очень красивый византийский кирпичный, зубчатый карниз. Эта мечеть в 1811 году была приспособлена для хранения археологических памятников, в то время в большом количестве разбросанных по городу. Музей просуществовал в этом здании до 1871 года, когда был переведен в новое здание, построенное И. К. Айвазовским на горе Митридат.

Вторая мечеть—Муфти-Джами, ныне католический храм Успения. Мечеть эта была построена в 1623 г. в царствование султана Мурад-Хана III (мраморная плита с надписью и датой хранится в музее). Внешний облик ее сравнительно хорошо сохранился, сохранилась часть минарета мечети. Внутри, благодаря сплошной окраске маслинными красками, благодаря алтарю и иконам, сплошь покрывающим стены, разбивается стройность впечатления. Во дворе мечети Муфти-Джами стоит небольшое дюрбэ. Построено оно по тому-же принципу, как и купольные мечети.

Интересна зеленая поливная черепица, покрывающая дюрбэ. У мусульман подобные здания предназначались для погребения. Третья мечеть в настоящее время сильно искажена разрушениями и переделками. Мечеть долгое время служила сараем, поэтому все окна заделаны, а двери сильно растесаны. Внутри, несмотря на искажения, мечеть, благодаря прекрасно сложенному из кирпича куполу, производит чрезвычайно гармоничное впечатление. Купол опирается на 4 кирпичных-же арки, обнаружившихся из под штукатурки. Благодаря очень толстому культурному слою в мечети (возможно, что слой доходит до 1 и 1/2 метров), в южной стене видна только верхняя часть михраба. Внутри мечети видны ниши 7-ми окон (восьмое очевидно растесано вместе с дверью), расположенных в тимпанах. Эта мечеть, несмотря на плохую сохранность, дает гораздо большее впечатление о постройках подобного рода, чем две предыдущих.