Эллинские традиции и образ жизни проникли в среду синдов и меотов быстрее и глубже, чем это случилось с другими народами Северного Причерноморья. Кроме того, у них было свое женское божество, которое могло слиться с эллинской Афродитой. Для богини здесь выстроили храмы во всех крупных городах — Фанагории, Гермонассе, Горгиппии, Кепах.

Культ Афродиты Урании Апатуры был связан с боспорской царской династией, богиня считалась подательницей власти и покровительницей правителей. Ученые объясняют связь боспорских царей из династии Спартокидов с культом Афродиты греко-варварским характером государства. Культ богини был таким же синкретическим, как и само государство. Афродита стала героиней греческих мифов, относящихся именно к азиатскому Боспору: здесь Геракл защитил ее от гигантов. Итак, вдалеке от родины греки вспомнили об очень древних функциях богини, связанных с небом,водой,землей, плодородием, и именно они оказались особенно нужными, а потому и привлекательными.

Среди жителей апойкий Понта Эвксинского (в том числе боспорских городов и Феодосии) были не только земледельцы, но и мореплаватели, купцы. Поэтому здесь любили Гермеса — самого подвижного из богов, быстрого во всем, изворотливого, находчивого, вестника богов, покровителя дорог, путешественников, торговцев, молодежи, спорта и гимнасиев. Он также провожал души в царство мертвых и был связан с магией, предсказаниями.

Последний из двенадцати олимпийцев — Гефест, хромой и не очень красивый бог огня и кузнечного дела, супруг Афродиты. Он трудолюбив, великий мастер на все руки, покровитель ремесленников, составлявших значительную часть городских жителей.

Близки к олимпийцам герои — дети богов и смертных. От родителя герой наследует необычайную силу и благодаря ей совершает многие подвиги, упиваясь победами; но ему не чужды страдания и расставание с жизнью, ибо он одновременно принадлежит и к людям. Любимого своего героя Геракла греки прочно связали с северопричерноморскими землями. Он неоднократно появлялся в этих краях и совершал там немало подвигов. Став на время супругом полудевы-полузмеи Ехидны, Геракл оказался родоначальником местных племен — скифов, агафирсов, гелонов. Он выступает защитником хрупкой Афродиты и обиженного Зевсом Прометея. А в поисках волшебного пояса царицы амазонок сражается с женщинами-воительницами и побеждает их.

Амазонки — дочери Ареса (и, по одной из версий мифа, Афродиты) не жаловали мужчин и сами справлялись с мужскими обязанностями: прекрасно владели луками и боевыми топорами, укрывались от оружия врагов щитами и шлемами, изготовляли для себя оружие и одежду. Первоначально в мифах они обитали на южном побережье Понта, когда же эллины освоили его северные берега, то переселили воительниц в более отдаленный и суровый край. Здесь от скифов они родили сыновей. Это был новый народ — савроматы. Мифы о Геракле, амазонках и скифах надолго стали любимыми сюжетами греческих поэтов, прозаиков, художников, вазописцев.

Ахилл — главный герой гомеровской поэмы «Илиада», участник Троянской войны — был не менее Геракла популярен в эллинских мифах о Северном Причерноморье. После смерти душа Ахилла была перенесена по велению Зевса его матерью — морской богиней Фетидой — на о. Левке, или Белый. Там герой ожил и стал для людей добрым гением, защитником от бед. Левке — один из островов блаженных, то есть умерших, души которых после смерти, как считали эллины, улетали и продолжали жить счастливо, не зная забот и волнений. Этот остров называли Ахилловым и говорили, что на нем есть гробница героя.

Очевидно то, что еще во время первых плаваний в Черное море греки связали свои мифы об островах блаженных с маленьким островком у устья Дуная, ныне называющемся Змеиным. Там-то и стал царствовать Ахилл, а рядом с ним его супруга — спасенная от смерти Артемидой Ифигения (в других вариантах мифа — Елена, Медея, Поликсена и некоторые иные мифические персонажи, связанные с потусторонним миром). С Левке культ Ахилла распространился в другие места обитания греков в Северном Причерноморье.

На острове возвели храм Ахилла и алтари. Остров безлюдный, но на него часто заезжают спасающиеся от бури моряки и вообще все, желающие поклониться герою. Люди из разных мест привозят жертвенных животных, посвящают герою-богу статуи, терракоты, геммы, сосуды, монеты, надписи. На острове археологи обнаружили множество монет, в основном IV — III вв. до н. э., из разных греческих городов, среди них и монета из Феодосии, привезенная некогда сюда мореплавателем или купцом и подаренная Ахиллу за спасение от бури или просто так, в знак почитания и с надеждой на защиту [12]. Прославленного военными успехами, ловкостью, быстрым бегом Ахилла почитали на Боспоре, считали скифом (родом из Мирмекия), в честь него назвали селение Ахиллеон и выстроили в нем святилище Ахилла.

Поклонялись также древнейшему доолимпийскому богу солнца — «всевидящему» Гелиосу. Любили гордую крылатую богиню победы Нику, которую связывали с Зевсом и Афиной — богами, дарующими победу. Отца богов и его воинственную дочь часто изображали с фигуркой Ники в руках. Иногда Афину называли Никой.