Оживились известные прежде на Боспоре ремесла, торговля, городская жизнь. Выросло число небольших ремесленных мастерских. Во время раскопок 70-х гг. XX в. на феодосийском Карантине над помещением Б были прослежены остатки сыродутного горна II — III вв. (28) Он сделан из камней и глины, внутри заполнен древесным углем, железными крицами, шлаком, золой. Видимо, здесь размещался ремесленный квартал. Римским временем датируются формы для отливки бронзовых украшений и бронзовые светильники, найденные тоже на Карантине, но много раньше, еще при постройке порта (29).

Предметы из бронзы и железа обычны в инвентаре погребений у с. Отважное и Фронтовое — это наконечники стрел, иглы, ножи, части поясных наборов, пряжки, браслеты, серьги, зеркала. Надо полагать, в городе было свое металлургическое производство, обслуживающее потребности горожан и сельских жителей; в то же время готовая продукция поступала сюда и из других районов государства и, возможно, из-за рубежа.

Это относится и к иным предметам ремесленного производства — керамического, прядильно-ткацкого, кожевенного, косторезного. Феодосийские слои римского времени принесли немногочисленные экземпляры амфор (в основном таких, какие были широко распространены на Боспоре и там же изготовлялись), простой и краснолаковой посуды, светильников, лепных сосудов (производство которых увеличилось на Боспоре в связи с ростом влияния варварских традиций). Уменьшилось количество и ухудшилось качество терракот, теперь мало чем напоминавших греческие образцы и больше отвечавших сарматским вкусам. На городище найдены предметы из кости, в том числе какое-то украшение из слоновой кости, возможно, от ларца. Появились изделия из стекла — кувшины, стаканы, кубки, бальзамарии.

По всему Боспору шли восстановительные работы, они сопровождались перепланировками; в строительных приёмах сказалось, с одной стороны, римское влияние, с другой — варварское. Получили распространение арочные перекрытия, известковый раствор. А вот качество обработки камня в целом ухудшилось. Городские слои Феодосии I-IV вв. бедны и невыразительны, возможно, у нас такое впечатление из-за того, что они практически не раскапывались. Но нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что город не был восстановлен в прежних размерах и с прежней фундаментальностью.

Распоканное И. Зеест на восточном участке городища здание содержало материалы от V в. до н. э. до II в. н. э. Находок римского времени совсем немного. Здание неоднократно перепланировывалось, в средневековое время верхние его строительные остатки и напластования были разрушены. Погибла постройка в первые века н. э. Материалы I-II вв. оказались и на северо-западном участке городища, причём они преобладали над находками более раннего времени.

Как считает Зеест, здесь был вскрыт культурный слой именно этого времени, и он частично разрушил нижние слои, а находки обломков амфор III-IV вв., оказавшихся в средневековом слое, подсказали, что небольшой слой этого времени на данном участке был уничтожен в средневековый период. И во время постройки порта в конце XIX в., и при раскопках на городище в 1970-х гг., на восточном склоне Карантинного холма в середине 1990-х гг. встречались предметы римского времени. К этому же периоду отнес кусок красной штукатурки Э. Штерн. Все это — следы города послемитридатовской эпохи (30). Открытие построек первых веков н. э. — дело будущего.

Погребальные сооружения феодосийской округи известны благодаря раскопкам некрополей у с. Отважное и Фронтовое. В разнообразных по конструкции могилах стены, перекрытия, иногда полы делали из грубо обработанных или нерегулярных, но хорошо подобранных известняковых плит. В некоторых погребениях у Фронтового плиты использовались вторично (так, в обкладку стены одной могилы попало надгробие — прямоугольная стела из известняка, еще одно надгробие оказалось среди плит перекрытия другого погребения (31). В самой Феодосии и на городском некрополе работы по камню должны были выполняться более тщательно и квалифицированно, чем в сельской местности. Свидетельство тому — обнаруженные на городище прямоугольная плита из белого мрамора III в. и известняковая стела-надгробие IV в., к которым мы еще вернемся.

Не было забыто искусство кораблестроения. О боспорском флоте римского времени известно из письменных источников, есть изображения кораблей на штукатурке, керамике, надгробных стелах, монетах. Среди жителей портового города Феодосии, конечно, немало было опытных судостроителей и мореплавателей.

Новый подъем в государстве коснулся торговли и товарно-денежных отношений. Правители заботились о безопасности торговых путей, вели борьбу с пиратством, занимались коммерцией. Появились объединения торговцев-судовладельцев.