В отличие от погребений сельской округи Феодосии, где господствовало трупоположение, в могилах городского курганного некрополя наблюдается, главным образом, трупосожжение (ок. 90% для погребений IV — II вв.). В редчайших случаях встречается оружие (обычная в варварских могилах часть инвентаря).

Для примера возьмем два погребения [52]. Одно из них, датированное концом IV — первой половиной III в. до н. э., раскопано в 1973 г. В центре кургана, в яме, вырытой в предматериковом слое и частично выдолбленной в скале, находился каменный ящик (высота — 90—95 см, длина — 132 см, ширина — 120 см), сложенный из шести прямоугольных массивных отесанных плит известняка и накрытый сверху еще двумя плитами. Внутри — урна с прахом, ею служила расписная амфора (высота — 33 см).

Другое погребение конца первой — начала второй четверти IV в. до н. э. исследовано в 1994 г. Открыта жженая гробница, представлявшая собой настил из сосновых жердей. До кремации умершего (вероятно, мужчину) положили головой на северо-восток и вложили в рот бронзовую монетку — эбол Харона (в греческой мифологии Харон — старец, перевозивший умерших в аид через подземные реки и получавший за свой труд плату в один обол). От тризны — поминального пиршества, сопровождавшего сожжение, сохранились разбитые при совершении погребального обряда глиняные сосуды — сетчатые лекифы, урна, амфора. Кроме того, в погребальный костер бросили еще несколько целых гончарных изделий, среди которых краснофигурная пелика со сценой сражения сфинкса и двух оседланных аримаспами грифонов (о подобных изображениях речь впереди).


Схватка грифонов (в центре — сфинкс); сюжет росписи краснофигурной пелики
Конец первой четверти IV века до н.э.
ФКМ, рис. Е. Катюшина

Над сожжением насыпают невысокий курган. Через некоторое время его перекрывают сплошной насыпью. «Впоследствии, — пишут авторы раскопок, — вся образовавшаяся таким образом субструкция подрезается с южной стороны, а снятый здесь грунт замещается каменными набросками в виде вала», ограничившего могильную насыпь. В основание вала устанавливается краснофигурная пелика с изображением Ники на квадриге.


Ника на квадриге. Сюжет росписи краснофигурной пелики
Конец первой четверти IV века до н.э. ФКМ, рис. Е. Катюшина

Никаких намеков на варварское влияние, полная демонстрация эллинских традиций. Здесь похоронен грек, феодосийский гражданин, судя по всему, человек небогатый, но и не бедняк, в его семье бытовала хорошая посуда, в том числе привозная керамика, украшенная популярными у греков изображениями мифических сцен.