Боспоро-гераклейско-феодосийская война привлекла внимание античных авторов, и, надо полагать, ее описание заняло немало места в трудах некоторых из них. К сожалению, эти сочинения, среди которых, конечно же, были и труды местных — боспорских, феодосийских — авторов, не сохранились. Однако кое-что из них было заимствовано писателями более позднего времени. В результате мы располагаем отрывочными, но, между тем, довольно яркими фрагментами из истории трех понтийских государств IV в.

Прежде всего, это «Стратегемы» Полиена, в которых собраны военные новеллы разных времен, а эпизоды, связанные с интересующими нас событиями (VI. 9. 1—4), восходят к надежному источнику эпохи эллинизма. К тем же событиям относят и фрагмент из написанной не позднее начала III в. до н. э. «Экономики» Псевдо-Аристотеля (II. 2. 8). Интерес античной традиции к данной теме объясняется существенными результатами войны, сказавшимися на дальнейшем экономическом и политическом положении всех трех принимавших в ней участие сил.

Отсутствие связного рассказа о событиях военного времени в античной литературе, фрагментарность, а порой и неясность в свидетельствах Полиена и Псевдо-Аристотеля привели к тому, что многие вопросы до сих пор вызывают споры и решаются по-разному. Так обстоит дело, например, с хронологией событий. Всем ясно, что войну за Феодосию вели бос-порские правители Сатир I и сын его Левкои I. Причем в схолиях Ульпиана к Демосфену (Против Лептина. XX. 33) сказано, что Сатир умер при осаде Феодосии.

Из этого следует, что военные действия начались в последние годы или в последний год его правления. Его смерть датируется в научной литературе по-разному: 393/2 г. и 390/389 г. В любом случае со временем начала военных действий более или менее ясно — это конец 90-х гг. IV в.

Сложнее обстоит дело со временем завершения войны. У одних авторов конфликт охватывает примерно два с половиной десятилетия, другие растягивают его на полтора века. В. Гайдукевич и Э. Фролов ставят поражение Феодосии в прямую зависимость от прекращения помощи со стороны Гераклеи из-за вспыхнувшей в ней внутренней борьбы, завершившейся установлением тирании в 364 г. (Фролов не отвергает возможности и более поздних столкновений между Боспором и Гераклеей уже после присоединения Феодосии) [7].

С. Берстейн склонен считать, что военные действия завершились между 370 и 354 гг., он тоже связывает это событие с отказом в помощи со стороны гераклейцев [8]. В. Дзагурова и Д. Шелов, а еще раньше в работе «Скифия и Боспор» М. Ростовцев, полагали, что между Боспором и Гераклеей было две войны: одна в IV в., при Левконе I, другая — в середине III в., при Левконе II [9]. В. Блаватский полагал, что Феодосия могла быть присоединена к Боспору в 70-х или даже в конце 80-х гг. IV в., с чем можно согласиться [10]. Хотя, конечно, боспоро-гераклейское противоборство продолжалось еще какое-то время, да и конфликты с Феодосией не исключались.

-В социальной сети объявлений — http://daskom.ru/ частные объявления сети — бесплатная интернет доска для размещения физическими лицами и компаниями-

Иными словами, все эпизоды, описанные Поливном и Псевдо-Аристотелем, мы вправе отнести примерно к одному времени — времени войны за Феодосию, продолжавшейся немногим более десяти лет. Вряд ли война растянулась на более длительное время: уже в самых ранних надписях Левкои I носит титул архонта Бос-пора и Феодосии (КБН1111), но не назван, как впоследствии, царем местных племен азиатского Боспора. Значит, Феодосия была присоединена к его царству раньше, чем эти племена.

И еще: из речи Демосфена «Против Лептина» (XX. 33), с которой оратор выступил в 355 г., известно, что Левкон соорудил в Феодосии порт для отправки больших партий зерна в Элладу. Ясно, что такие работы заняли значительное время, а ведь к 355 г. переправка товаров из нового порта, судя по всему, уже была хорошо налажена.

И археологические материалы свидетельствуют о том, что в IV в. в городе велись работы по восстановлению старых и постройке новых зданий. Так, сооружение на Карантине, основание стены которого открыто И. Зеест, было внезапно разрушено в конце V или начале IV в., т. е. как раз в период военных действий (в конце IV—III в. сохранившаяся часть этой стены была использована строителями при возведении нового здания), или ставшие известными благодаря работам Б. Петерса помещение Б, пережившее два строительных периода (первый — в V—IV вв., второй — в середине IV в.), и примыкавшее к нему помещение А (IV—III вв.), также дважды перестраивавшееся [11].

Попытаемся реконструировать ход событий. Спартокиды готовились к предстоящей войне. Незадолго до ее начала они обрушились на два полиса, не вошедших в состав Боспорского царства и, судя по всему, бывших членами Афинского морского союза, — Нимфей и Киммерик [12].

Мы уже говорили, что расположенный в 17 км к юго-западу от Пантикапея Нимфей не вошел в объединение боспорских городов и оставался независимым. Подобно Феодосии, он имел прекрасную гавань и был основан греками-ионийцами. В V в. город чеканил собственную монету, торговал с эллинскими центрами и, как свидетельствует афинский оратор Эсхин в речи «Против Ктесифонта» (330 г.), принадлежал афинянам.

Вероятно, во время понтийской экспедиции Перикла Нимфей, Киммерик (и, полагаю, Феодосия) вошли в состав Афинского морского союза. Союз распался в ходе Пелопоннесской войны 431—404 гг. Проигравшие войну Спарте Афины потеряли Нимфей, который пеhешел под власть Спартркидов около 405 г. А Киммерик — вслед за этим, между 405 г. и началом войны Боспора за Феодосию.