Следующая волна колонистов относится к рубежу VI—V вв. и связана с подавлением персами ионийского восстания, возглавленного Милетом. Не исключено, что она затронула и Феодосию, увеличив численность ее населения способного трудиться на благо своих семей и всей общины переселенцев. Впервые середину VI в., как время основания Феодосии, назвал И. Муравьёв-Апостол; Н. Мурзакевич, видимо, подразумевая установление персидского протектората над Ионией в 546 г., предложил конкретную дату основания города — 545 г. [17]

О времени возникновения апойкии в Феодосийском заливе мы судим единственно по памятникам археологии из раскопок преимущественно XIX в. — по греческой чернофигурной керамике и терракотам, изготовленным не ранее второй половины VI в. Отсюда почти единодушное признание исследователями середины — второй половины VI в. наиболее вероятным временем прибытия поселенцев для основания Феодосии.

Небезосновательной кажется гипотеза о выведении ранних апойкий в Сезоном Причерноморье в короткий временной промежуток — примерно 580—553 гг.; по отношению к Феодосии В. Кузнецов предполагает дату не позже 70-х—60-х гг. VI в. и аргументирует ее находкой фрагмента аттической вазы, относящейся к около 570 г. [18] Этого, однако, недостаточно для столь далеко идущих выводов. Поэтому пока остановимся на дате около середины VI в.

Милетцы вывели много колоний, приобрели большой опыт в этом деле — знали толк в выборе места для поселения. Они искали хорошие бухты, которые можно было использовать в качестве корабельных стоянок; пригодные для земледелия, особенно выращивания хлеба, почвы; торговые пути, связавшие бы их с другими греческими городами и поселениями местных племен. Всё про свадебные салоны на сайте Nevesta.dn.ua

Их очень волновали вопросы безопасности, и они предпочитали селиться на полуостровах, мысах, возвышенностях, т. е. в таких местах, которые нетрудно было бы укрепить и защитить в случае возникшей угрозы. Выбор места зависел также от возможной геакции местного населения. Как воспримет оно греков? Позволит ли расположиться в облюбованном месте?

Вопрос о взаимоотношениях между пришельцами и аборигенами вызвал в науке много противоречивых мнений. Мы недостаточно представляем их характер для раннего периода жизни апойкий, ибо он практически не освещен в источниках. В более позднее время эти взаимоотношения складывались по-разному: и мирно, и враждебно, в зависимости от конкретных обстоятельств.

В Горном Крыму греки не решились осесть. Сыграла роль враждебность тавров, да и хлебородных земель здесь было мало. Это заставило колонистов основать поселения на границе с таврской землей. Такими пограничными городами стали возникшие несколько позднее, чем первые колонии в Северном Причерноморье, Керкинитида на западе от Таврики и Феодосия на востоке. Итак, тавры не могли препятствовать оседанию греков, так как те их просто обошли и осели на морском побережье равнинного Крыма, в области плодородных земель, нестабильного и негустого населения.

Именно таким населением были кочевники-скифы, общественный строй которых достиг уровня, позволявшего вступать во взаимовыгодные контакты с греками. Мнения ученых о характере взаимоотношений пришельцев и местного степного населения расходятся, но, кажется, правы те, кто стоит на позиции мирного освоения новых земель эллинами. Последних было слишком мало, и они не смогли бы противостоять опытным скифским воинам,если бы хозяева страны не приняли их. Но так было не всегда. Позже, когда греки крепко осели на крымской земле и имели сильную по тем временам армию, им нелегко было отбиваться от соседей. Что до Феодосии, то скифы обитали к северу от нее и ее сельских владений.