Для Крыма, как и всего Северного Причерноморья, наиболее яркой, оказавшей громадное влияние на судьбы обитавших здесь народов и будущего края была античная эпоха, начало которой положила Великая греческая колонизация.

В далеком прошлом в Крыму жили киммерийцы и тавры, скифы и сарматы, греки и римляне. Все они — каждый по-своему — внесли свою лепту в его историю и культуру. По-разному складывались взаимоотношения между обитавшими в одно и то же время на полуострове народами: иногда они были мирными, порой напряженными и даже враждебными. Но в конечном итоге история преподает нам урок совместного общежития и взаимовлияния очень разных в этническом и культурном отношениях народов.

Беспокойные эллины облюбовали побережье Тавриды и обосновались там задолго до Рождества Христова. Они рассматривали свое местожительство как новую родину, поэтому всесторонне исследовали намеченную для поселения местность: интересовались, есть ли удобная для стоянки кораблей гавань, пресная вода, запасы сырья, плодородны ли почвы, богат ли растительный и животный мир, благоприятен ли климат, не агрессивны ли аборигены. Продумывали каждую мелочь, взвешивали все «за» и «против» и осели основательно там, где было наиболее удобно и спокойно. В Крыму зазвучала «божественная», как говаривал А. Пушкин, эллинская речь, впервые на его землях появились города и государства. Сюда пришла и озарила этот край своим неугасаемым светом великая античная культура.

Эллины из малоазийского города Милета поселились на побережье Феодосийского залива около середины VI в. до н. э. Основали поселок, со временем выросший в город, освоили близлежащие земли. На карте Крыма появилось небольшое (как это было принято у греков) Феодосийское государство. Некоторое время оно сохраняло самостоятельность и крепло, развивало связи с близкими и отдаленными греческими городами и, кажется, начало завоевывать международный авторитет.

Однако соседство с Боспорским царством, возникшим в результате объединения эллинских городов побережья Керченского пролива, оказалось небезопасным для независимого существования и процветания Феодосии и ее сельской округи. Долгая и тяжелая война, начатая по инициативе Боспора, закончилась поражением феодосийцев. В конце 80/70-х гг. IV в. до н. э. Феодосия становится частью самого большого в Северном Причерноморье государства — Боспорского царства Спартокидов. Она играет заметную роль во всех сферах его жизни: становится важнейшим царским портом и стражем западных рубежей государства, ее сельская округа — поставщиком хлеба и иных продуктов. Боспорские правители всегда высоко ценили такое приобретение, как Феодосия, и выделяли ее среди своих владений.

В древности Феодосия славилась гаванью и портом, окружавшими ее плодородными землями, жители города — настойчивостью и решительностью в отстаивании свободы и неприятии тиранических форм правления. Сегодня нас восхищает в древней Феодосии еще многое другое: высокий профессиональный уровень ее мастеров, изысканность вкусов и богатый духовный мир жителей, тот багаж, которым эллины щедро поделились с аборигенами и оставили в качестве наследства будущим поколениям. На этой плодородной ниве спустя века созрели новые плоды: на месте античной Феодосии выросла генуэзская Каффа. Наука располагает довольно обширными сведениями о ней. Ее вещественные и письменные источники прочно вошли в научный оборот и фигурируют во множестве специальных изданий. Этого нельзя сказать об античной Феодосии, до сих пор многие страницы истории которой скупо представлены и в источниках, и в литературе нового времени.

Экономическая, политическая и культурная значимость Феодосии в древности никем не оспаривается, однако специальных научных работ об античной Феодосии крайне мало. Исследователи спорили между собой, выдвигали собственные версии по тому или иному вопросу, а зачастую ограничивались тем, что ставили вопросы и оставляли их открытыми до будущих времен, то есть тех, когда город и его сельская округа подвергнутся систематическому археологическому изучению и круг источников значительно расширится.

Между тем имеющиеся на сегодня в нашем распоряжении материалы позволяют ответить на целый ряд ранее поставленных вопросов и преподать историю и культуру античной Феодосии не в виде отдельных фрагментов или серии вопросов, а в целостности, последовательности и относительной полноте. Это дает возможность не на словах, а на деле показать огромную значимость греческой колонии в Феодосийском заливе в жизни античных городов Северного Понта и на более широкой международной арене, поставить ее в ряд с другими городами региона, лучше изученными на данный момент, и подготовить почву для дальнейших археологических, лингвистических, искусствоведческих исследований.

Говоря о значимости темы, нельзя обойти стороной тот факт, что уже в 1811 г. в Феодосии возник Музей древностей — хранилище памятников старины, центр научных изысканий и место деятельности замечательных людей, интеллигентов, энтузиастов, вдохновленных любовью к истории и искусству, не жалевших сил и средств на спасение и сохранение реликтов, пополнение музейной коллекции, пропаганду исторического прошлого Феодосии и всего Крыма. Работа с архивными материалами открыла ряд новых имен и более полно представила многогранную деятельность и богатый внутренний мир уже известных науке профессиональных историков, археологов и любителей старины. Феодосийский музей древностей (ныне краеведческий) — замечательная страница в истории культуры Крыма и археологической науки России и Украины XIX—XX вв.

Богатая памятниками старины разных времен и народов, Феодосия манила и пленяла многих выдающихся людей. Путешественники, художники и поэты, педагоги, военные и политические деятели, ученые — всех их объединяла любовь к истории, страстное желание сберечь бесценное наследие от недобрых глаз и рук, сохранить для науки и в назидание потомкам.

Интеллигенты по своему внутреннему складу, они стали подвижниками, по крупице собирая реликты древних времен и народов. Не все накопленное ими нам удалось достойно сберечь, не все высказанные идеи и прожекты — претворить в жизнь. Многое в истории города до сих пор остается загадкой, и, наверное, пройдет еще не один десяток лет, пока тайное не станет явью. Некоторые же тайны навсегда останутся таковыми. Ведь нелегкая это задача — углубиться в далекое прошлое, найти свидетелей старины, вытянуть цепочку исторических событий и явлений, вплести их в могучую цепь всемирно-исторического процесса. Чем больше отдалены от нас времена, тем труднее эта задача. Сколько поколений промелькнуло с тех пор! И каждое оставило на земле свои метки, порой не щадя наследства предшественников.

Возводя одно, уничтожали другое и редко задумывались над тем, что творят. Проходили века, а ситуация почти не менялась, пока мудрейшие из людей не поняли: нельзя успешно двигаться вперед, не оглянувшись назад, — неразумно же в сотый и тысячный раз «изобретать колесо». История маленькой Феодосии — капля в историческом океане. Город сохранил не слишком много реликтов античного времени — меньше, чем другие места в Крыму. Но даже при таких, скажем, неблагоприятных условиях можно и просто необходимо искать ответы на вопросы, поставленные наукой и практикой современности. С каким же багажом свидетельств старины мы сегодня пускаемся в путь и как этим багажом распорядились поколения нового времени?

Глубоко признательна сотрудникам Феодосийского краеведческого музея, особенно Е. А. Ка-тюшину и Т. М. Татаринцевой, за помощь, доброе отношение и дружескую поддержку. Евгению Александровичу Катюшину — за предоставление права ознакомиться с материалами его археологических раскопок. Благодарна также за помощь сотрудникам Научной библиотеки Таврического национального университета, Херсонесского историко-археологического заповедника. Государственного архива Автономной республики Крым, Крымского филиала Института археологии НАНУ, Крымского Республиканского краеведческого музея и библиотеки «Таврика», Одесского археологического музея, Одесского областного государственного архива, Российской государственной библиотеки. Признательна своим рецензентам, редакторам, издателям.