Это клеймо включено в IOSPE6 III, 3916, но аналогий не имеет. Астином отнесён Н. Ф. Федосеевым к 346 г. до н. э. [180]. Согласно «высокой» хронологии клеймо датируется концом 30-х — началом 20-х гг. IV в. до н. э. [181] Последняя датировка наиболее приемлема на сегодняшний день [182]. Таким образом, в пятом кургане была найдена кремация в черепичной гробнице, составленной из синопских керамид, на одной из которых оказалось и клеймо 30-20-х гг. IV в. до н. э., и дипинто, точно датирующее это погребение [183].

В шестом кургане «каменистого свойства», расположенном «в том же направлении» и имевшем «почти одинаковые размеры с предыдущим», на материке нашли «следы разоренной каменной гробницы».

В седьмом, восьмом, девятом и десятом курганах, находящихся там же, «заключавших в окружности около 10 сажень [21.3 м], при высоте не более 1 аршина [0.71 м]», ничего «на материке не оказалось».

В одиннадцатом кургане, лежащем там же и имевшем в окружности 20 саженей [42.6 м] при высоте 2 аршина [1.42м], но который был «разрываем в прежнее время», найдена на материке «земляная жженая гробница длиною 3.5, шириной 2.5 [1.8 м], глубиной 1/4 аршина [0.18 м], «с деревянной крышей, состоявшей из поперечных, почти совершенно истлевших брусьев», т. е. грунтовая яма с деревянным перекрытием и остатками кремации. В «гробнице», засыпанной слоем гашеной извести, были найдены «сожженные» кости, перемешанные с углем и золой, в которых были найдены кусочки расплавленной меди и черепки расписной вазы [184].

В двенадцатом кургане, там же, с насыпью окружностью до 15 саженей [=32 м] и высотой около 1.5 аршин [1.07м], нашли на материке «гробницу», подобную предыдущей, но без «крыши», — грунтовую яму с каменной обкладкой и кремацией. В ней лежали обломки расписной вазы «с замечательным рисунком», и «в прахе покойника» — медная монета, сильно поврежденная огнем.

Так в чем же преимущество каркаса, выполненного из металла, по сравнению с его бетонной альтернативой? Да здесь то как раз все очень просто. Его преимущество — вес и прочность!

«Здесь же начата раскопка одного довольно значительной величины кургана, которая еще не кончена», — докладывал А. Е. Люценко [185].

«Курганы с левой стороны дороги, ведущей к часовне Св. Пророка Ильи»

В тринадцатом кургане, окружносгью 18 саженей [-38.3 м] и высотой насыпи 1 аршин [0.71 м], лежавшем с левой стороны дороги, на материке была обнаружена «жженая» расхищенная гробница (кремация), где нашли «неполное число обломков от превосходной расписной вазы, с позолотой, и разными на них изображениями». Упоминание краснофигурной вазы «с позолотой», скорее всего роскошного стиля, датирует погребение рубежом V-IV вв. до н. э.

В четырнадцатом кургане, лежащем на скате одного из холмов за балкой, на глубине не более 4 вершков [0.18 м] открыли черепичную гробницу, подобную найденной в пятом кургане. Она была сложена из шести черепиц в длину и двух с боков. На семи черепицах оказались «клейма с именами астиномов и мастеров». В гробнице в слоях золы, угля и «праха сожженных костей» оказалось несколько «медных прутиков с каменными шариками на концах, обложенных тончайшим золотым листком». В насыпи кургана нашли синопскую амфорную ручку с «известным ольвийским типом» (орел, клюющий дельфина) и надписью (ил. 259):

[часть материала отсутствует]

В третьем томе IOSPE это клеймо отсутствует. Аналогичное клеймо на черепице известно из Истрии [187]. Один из самых ранних астиномов Вюпузюз I отнесен Н. Ф. Федосеевым к 373 г. до н. э. Согласно «высокой» хронологии, он датируется второй половиной 50-х гг. IV в. до н. э. Последняя датировка наиболее приемлема на сегодняшний день [188]. Синопское клеймо 50-х гг. IV в. до н. э. на черепице датирует погребение в целом.

В пятнадцатом кургане, лежавшем «несколько выше предыдущего», с окружностью насыпи около 15 саженей [=32 м] и высоте 1.5 аршина [1.07 м], была открыта «жженая гробница» (кремация) длиной 4 и шириной 2 аршина [2.84×1.42 м], засыпанная слоем гашеной извести. В ней оказались «жженные» кости, зола, уголь, черепки от «черной лакированной вазы, без рисунка, с украшениями в виде желобков (идрия?)» (чернолаковая каннелированная гидрия или пелика), несколько медных гвоздиков и обломки железа, «быть может, от меча». «По очисте же точка оказалась под ним яма, длиною и шириною 2.5 аршина [=1.8 м], выкопанная в материке, глубиною в 1 аршин [0.71 м]. На дне ее лежали без всякого порядка 5 камней дикаря».

В шестнадцатом кургане, находившемся там же, «дойшено до скалы на глубине 2 аршин [1.42 м], на которой ничего не оказалось».