В описании музея, составленном П. П. Свиньиным в 1825 г., подчеркнуто, что главное его богатство составляет коллекция «этрусских вещиц [т. е. расписных краснофигурныхсосудов. — И. Т.], найденных в развалинах цитадели», подтверждавших гипотезу о локализации античной Феодосии на месте средневековой Каффы. «В числе сих вещиц я заметил несколько глиняных пенатов, при надлежащих к эпохе совершенства искусств в Греции. Из мраморных досок любопытнее всех две: одна с греческой надписью, упоминающей о Рапва^ез… и в честь коего, заметно, на доске сей была сооружена статуя [КБН23, ил. 127-133]; а другая доска с именем и гербом консула Юстиниана 1474г. [ия. 39-43]

<-.> Еще замечательна большая доска с изображением грифона, гербом Пантикапеи [ил. 135-138]. Между монетами примечательнейшими могут почесться золотая Лизимаха и серебряная Леандра, подаренные музеуму его величеством государем императором Николаем Павловичем в бытность его еще великим князем. <…> Собрание сие помещено в небольшой турецкой мечети, у преддверия коей поставлены два мраморных льва, вытащенные в Фанагории из моря [ил. 134] [116].

Мхитарист архимандрит Минас (Бжшкянц, Бжишкьянц, Бижимкианц; Минас, или Минай Медичи (Медици, Медицы), 1777-1853), путешествовавший по Крыму в 1825 г., вошел в историю археологии дешифровкой и публикацией многих армянских эпиграфических памятников Тавриды, благодаря изданной на армянском языке в 1830 г. в Венеции в монастыре Св. Лазаря книге «Путешествие в Польшу» [117].

Этот труд до сих пор не издан в полном русском переводе, несмотря на то, что в Центральном музее Тавриды хранится перевод, выполненный феодосийцем А. Мазировым еще в 1895 г. [118] М. Бжшкянц, уроженец Трапезунда, член ордена мхитаристов, монах венецианского армяне-католического монастыря Св. Лазаря, служил в Карасубазаре настоятелем церкви с 1820 г. (по другим данным, с 1826 г.) по 1846 г. Архим. Минас оставил описание памятников Феодосии, собраний музея и единственной виденной им феодосийской монеты: на одной стороне — «голова в шлеме», а на другой — «колчан и стрелы и надпись ФEYД [119]. На вершине горы (Карантинной?) при нем был найден «подземный ход или водопровод», а в нем «два сосуда», в одном из которых путешественник увидел «пшеничные и ячменные зерна, стрелу, кости, клювы птиц» [120].

povarOlga.ru — сайт заготовок впрок.

В описании музея М. Медичи упомянуты древности, о которых умалчивают другие путешественники, в частности, какая-то латинская надпись на постаменте — «камень от статуи, с надписью старинными латинскими буквами с именем Маркиона, или Лукулла при Цицероне». Возможно, имеется в виду не дошедшая до нас генуэзская латинская надпись с упоминанием Марко Спинола ди Луколи, либо какой-то другой памятник, хранившийся в Феодосийском музее. Закладная строительная плита консула Пьетро Газано (Казано) 1384 г. с упоминанием Якопо Спинола ди Луколи (ил. 166) была найдена лишь летом 1883 г. «недалеко от теперешнего музея» (т. е. близ здания, куда музей переехал в 1871 г., см. гл. 4), «при старой канаве, окружавшей город, засыпанной в 1803 г. градоначальником Феншем» [121]. Показательно, что армянский прелат описывает камень как античный постамент статуи, а не как плоскую плиту.

Согласно архим. Минасу, среди памятников музея были коптские древности из Египта с изображением Доброго пастыря: «Высеченное в мраморе изображение пастуха, — древнего египетского царя, полагаемого Иосифа; привезено сюда с древних времен. Другое изображение пастуха с обращенным к небу лицом, наблюдающим за звездами и за временем; тоже вывезено из Египта». Оттуда же, скорее всего из Александрии, происходила «статуя богини Изиды с именем и титулом, изображенным египетскими иероглифами [эта «небольшая статуя Изиды» упомянута и П. И. Кёппеном в 1827 г. [122] — И. Т.]. Древняя статуэтка, голова Ахиллеса» [123]. Видимо, ряд древностей феодосийского хранилища впоследствии был утрачен — они не упомянуты в первом печатном указателе музея (1869).

Архим. Минас (Бжшкянц) упомянул также надгробие с надписью: «Изображение Александра Фарнасиоса, верхом, со слугою пред ним, высечено в мраморе, над ним другое изображение, а сбоку вырезанные в камне мумии» [124]. Описание стелы похоже на уже упомянутое выше надгробие Даса, сына Эвпрепия (КБН 1077) второй половины I в. н. э. из некрополя Гермонассы (ил. 140), но текст, приведенный армянским прелатом, скорее всего, принадлежит другому памятнику — не мраморному, а известняковому надгробию IV в. до н. э. с надписью «Я, Александр, сын Фарнака, вместе со своей женой поставил эту стелу». В IOSPE, I, IV № 197=КБН 951 (ныне в ФМД, КП-16, А-1176) сказано, что надпись найдена в Феодосии в 1895 г. на месте бывшего акрополя и цитадели генуэзцев.

Текст надписи был издан акад. В. В. Латышевым по фотографии, предоставленной А. Л. Бертье-Делагардом (ил. 167) [125]. Можно предположить, что надгробие КБН 951 было найдено гораздо раньше 1895 г. и размещалось в музее уже в 1825 г., но оттуда в какой-то момент исчезло.

Путаница и ошибки в описаниях памятников Феодосийского музея, оставленного М. Бжшкянцем, можно объяснить лишь тем, что его зарисовки и путевые заметки со временем перепутались.

Среди нумизматических памятников армянский прелат упомянул «монеты Ромула [скорее всего, серия URBS ROMA, 330-347 гг. [126] — И. Т.], великого Митридата, Филиппа Македонского и др. Видели мы монету Соломона, с печатью его на одной стороне, с еврейской надписью…».

П. И. Кёппен два года спустя писал, что в музее «монеты, большей частью римские (феодосийских и вообще воспорских я не видел, да и нет их по словам г-на Граперона)» [127].