Подполковник Петр Фишер представил описание и план Судака с копиями «надписей четырех описанных с каменных плит древних латинских, сокращенно писанных, служащие монументом строителей и времени», полковник И. В. Бувер (Боувер) выполнил описание г. Кефы (Феодосии) и «древней монете малого чекана серебряной», а полковник и кавалер Антон Дмитриев — описание городу Старому Крыму и местечку Карагозу, «с возможным изъяснением по показанию старинных тутошних жителей и угоных людей, о начальном сих города и местечка заселении, и о происхождении из рук в руки, равно и имеющимся в них фонтанам и мостам, фасад с особливым при нем описанием же» [42].

Описания и планы были сданы начальству 8 апреля 1784 г. [43] В собрании Одесского общества истории и древностей хранился один из этих планов или копия с него — «План города Кафы, с показанием в оном кварталов и сколько в оных церквей греческих, армянских, мечетей и домов, фонтанов; загородный дом Ташлык, апреля 1-го 1784 г.». Именно эта карта была издана секретарем Одесского общества истории и древностей Н. Н. Мурзакевичем [44] с наложением на топооснову 1784 г. архитектурно-археологической нагрузки более позднего времени [45] (ил. 33) [46].

В бумагах кабинет-секретаря Екатерины Великой В. С. Попова [47] упомянуты «План г. Старова Крыма и виды фонтанам. План и виды мечети на 3-х листах» и «План г. Кефы с ситуациею и при нем рисунки гербам», чертежи мостам и фонтанам и пр., скорее всего относящиеся к началу 1784 г. [48]. К 1798 г. относится план и вид главной городской мечети Султан Селим, снятый архитектором Уильямом Эсти (ил. 34). Тогда же были составлены рукописные карты с попытками локализации античных городов, известных по письменным источникам, выполнены виды, планы и рисунки древних развалин Кефы (ил. 35-36) и других мест Тавриды.

Таким образом, первые сведения о древностях Крыма собирались по инициативе правительства России и военной и гражданской администрации Новороссийского края. Богатейшие материалы по истории и топографии памятников Феодосии хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве в Москве и Российском государственном архиве Военно-морского флота в Петербурге [49]. Мультфильмы и детские фильмы смотреть онлайн в хорошем качестве бесплатно.

Помимо историко-географических описаний Тавриды, здесь хранятся планы и карты Феодосии и ее округи [50]. Восемь планов города конца XVIII в. из фонда Военно-ученого архива (ВУА), из которых шесть опубликованы О. X. Халпахчьяном [51], проанализированы в кандидатской диссертации С. Г. Бочарова: «План города Кафы, выполненный кондуктором Андреем Парфеновым» (1771 [52]), «Специальный план города Кафы, сочиненный 26 августа 1777 года оберквартирмейстером Иваном Фохтом» [53], «План города Кафы» (апрель 1784 г. [54]), «План города Феодосии с показанием  вокруг онаго каменой стены в плане и фасаде» (без даты [55]), «Генеральный план Феодосии за подписью инженера-подпоручика Круга» (без даты [56]), «Карта окрестных Феодосии мест, за подписью подполковника Карташева, с прорезом по линии а—б крепостной стены города» (без даты, 1790-е гг. [57]), «План положения города Феодосии с означением строений» (без даты, конец 1780-х гг. [58]), «План части города Феодосии с показанием полагаемого вновь строения для карантина и таможенного магазина» (без даты, 1790-е гг. [59]).

Для изучения вопросов, связанных с исторической топографией Каффы (Кефы), особый интерес представляют материалы коллекции документов по истории военно-инженерного дела Главного военно-технического управления, в составе которых хранятся две сотни планов Феодосии [60]. В работе С. Г. Бочарова были использованы лишь шесть из них — «Профили города Кафы через городовые стены и лежащий перед ним ров… сочинены в 1774 году… 25 дня. С оригиналом проверил инженер-капитан Яков Фриш» (1774 [61]), «План города Кафы. Сочинен в 1778 году» [62], «План Феодосии» (1779 [63]), «Генеральный план крепости Кафы с показаниями домов офицеров» (1803 [64]), «План части города Кафы» (1812 [65]), «План города Кафы» (1838 [66]). Сопоставив эти планы и разновременные планы Феодосии конца XVIII — середины XIX в., хранящиеся в Феодосииском музее древностей [67], с данными многолетних археологических исследовании фортификационных сооружений города, С. Г. Бочаров реконструировал крепостной ансамбль генуэзской Каффы (ил. 37-38) [68].

С конца XVIII в. в Тавриду началось настоящее паломничество путешественников, описавших виденные руины, собиравших, копировавших и издававших надписи и монеты. Вояжи на юг империи стали особенно модными после посещения Новороссийского края Екатериной II (1787). По именному повелению императрицы на городских воротах Севастополя была выбита надпись «Дорога в Константинополь», что отражало военно-политические замыслы русских властей в соответствии со стратегическими целями Греческого проекта. 27 мая императрица посетила Старый Крым, а 28 мая 1787 г. — Феодосию, где осмотрела город, «феодосийский монетный двор и все фабрики, к деланию монеты принадлежащие» [69].

Генуэзец, аббат Гаспар Луиджи Одерико (1725-1803) поднес Екатерине Великой рукописное описание генуэзских памятников Кафы и других мест Крыма с гравюрами надписей, гербов, строительных плит, позднее опубликованное в Италии [70]. Решением императрицы и Г. А. Потемкина Феодосию решено было населять исключительно христианским населением [71], поэтому мечети приспосабливались для церквей, а дворец Екатерины Великой, размещавшийся рядом с мечетью Муфти-Джами (возведена в 1623-1639 гг.), был отведен для архиерея [72].