Севастополь

В Севастополь судно прибывает в одиннадцать с половиной часов утра. Всех охватывает особое волнение при мысли о чудесах героизма тех, кто сражался здесь, о многочисленных бедствиях войны и о суровости крымского климата в зимний период.

Наш пароход проходит в бухту, минуя охраняющие ее форты, и пришвартовывается к причалу. Севастопольский рейд шириной в один километр глубоко врезается в берег, образовывая многочисленные бухты под названиями Южная, Торговая, Адмиральская, Инкерманская и другие. Из Инкерманской бухты по реке Черной можно добраться до деревни Инкерман.

Сейчас в Севастопольском порту стоят броненосцы «Синоп», «Екатерина» и «Чесма». При входе в Севастопольскую бухту перед нами предстала живописная панорама города, раскинувшегося амфитеатром на курганах высотою около шестидесяти метров. Наш взор сразу же привлекают две достопримечательности: прежде всего, собор Святого Владимира или Четырех адмиралов в память о четырех флотских офицерах, руководивших обороной Севастополя и похороненных в этом соборе: адмиралах Лазареве, Корнилове, Нахимове и Истомине; а также слева серое здание прямоугольной формы, украшенное по периметру колоннами, храм святого Петра, малая копия церкви Мадлен в Париже.

Трап спущен, и я быстро сбегаю на землю вместе со своим любезным соотечественником господином Ляльманом.

К нам присоединяется один молодой русский парень, вызвавшийся показать самые интересные места Севастополя. На улицах мало народу, так как стоит сильная жара. Вдоль новых зданий проложены прекрасные дороги, но ощущение трагедии не покидает нас. На каждом шагу мы видим грустные свидетельства прошедшей войны. В одном месте следует целый ряд домов,где сохранились одни только стены с заложенными кирпичами оконными и дверными проемами.

В других местах здания полностью разрушены. Меня охватывает щемящее чувство тоски и скорби по тысячам героев с обеих сторон, погибших в этой войне. Мы направляемся к Малахову кургану. Для этого нам надо пересечь весь город, обогнуть Адмиральский порт, пройти мимо железнодорожного вокзала и преодолеть крутой подъем.

Справа от нас мы оставляем татарскую деревеньку, а левее, чуть дальше на ровной поверхности мы замечаем большую территорию, на которой раскинулись казармы и другие военные здания, сильно пострадавшие во время бомбардировок союзников. Даже сегодня в стенах этих огромных строений можно еще увидеть застрявшие в них многочисленные ядра. В разных частях этой большой территории на протяжение уже сорока лет ведутся восстановительные работы.

Впрочем, чтобы яснее представить себе масштабы разрушений Севастополя, ,необходимо просто вспомнить о том, что по этому городу-красавцу был выпущено около 1 500 000 снарядов. Вдалеке мы замечаем небольшой лесок, в центре которого высится пирамидальное строение. Это – русское кладбище, где, как утверждают, похоронено около ста тысяч защитников Севастополя. Внутри пирамиды находится храм, в котором молятся об упокоении усопших. У французов и англичан также есть свои кладбища, но, к нашему большому сожалению, учитывая недостаток времени и расстояние до этих кладбищ, мы не сможем их посетить.

Наконец, подошли к Малахову кургану. Его окружает метровая стена, за которой расположено небольшое кладбище, засаженное деревьями и кустами. На территории прославленного бастиона, на месте братской могилы, в память о русских и французских воинах, павших здесь 27 августа 1855 года, была установлена мраморная колонна. На ней по-французски начертаны следующие слова:

«Их воодушевляла победа –
соединила смерть,
Такова солдатская слава,
таков удел храбрецов».

По возвращении в город мы посещаем музей Тотлебена. У входа стоят две мортиры. Музей носит имя Тотлебена в память о легендарном генерале, разработавшим во время Крымской войны новую уникальную систему обороны, позволившей Севастополю выдержать такую долгую осаду.

В залах музея собраны реликвии Крымской кампании. Здесь мы видим портреты всех офицеров, особо отличившихся при обороне города. Также на стенах присутствуют изображения кораблей российского военно-морского флота. Экспозиция включает в себя различные виды оружия того периода, предметы обихода, палаточного и госпитального быта, а также личные вещи защитников Севастополя.

После краткого посещения музея мы возвращаемся на пароход. Два часа пополудни. Наш корабль дает прощальный гудок и мы отплываем в Ялту.