Удивительные горы – Ласпи – Бахчисарай – Возвращение в Симферополь

Прибыв в Форос, я выяснил, что предстоящая мне дорога на Ласпи – самая тяжелая из-за крутых подъемов и спусков, а также очень узких тропинок, загроможденных скалистыми массивами. Эти извилистые, каменистые тропы шли вдоль устрашающих обрывов. Слава богу, мне попалась выносливая лошадь и крепкий, сообразительный проводник-татарин, идущий пешком рядом с моей лошадью и несущий на себе мой багаж. Как только мы покинули Форос, сразу начался подъем на высоту приблизительно четырех тысяч футов. Этот подъем имеет протяженность в четыре версты. Бросив взгляд на вершину горы, я увидел, что она покрыта плотными облаками, тогда как там, где я сейчас нахожусь, вовсю светит солнце…

Продолжая подъем, я испытывал редкое удовольствие, обозревая картину, открывшуюся передо мной в самом низу. Лес с его огромными деревьями выглядел отсюда, как рощица, поросшая кустарником, а море было похоже на широкое озеро. Вокруг себя я видел доказательства титанических усилий природы, как будто вывернувшей наизнанку все внутренности земли. Скалы и горы, окружающие меня, казалось, вышли из самой присподней и внушали панический страх…

Перед тем, как облака покроют меня, я еще раз бросил взгляд на берег моря и ласкающие его волны; огромная пропасть разделяла море и гору, с высоты которой я наслаждался удивительным зрелищем. Как же это величественно, когда человек оказывается между небом и землей! Мне так хотелось с кем – нибудь поделиться своими ощущениями, но я был одинок, и даже эхо не реагировало на мой крик. Вскоре я очутился внутри облаков. Проникающая влажность и холод заставили меня надеть пальто…

Тропинка, по которой мы шли, была очень извилистой и усеянной большими камнями. Чтобы не упасть в пропасть, мы постоянно поворачивали то на восток, то на запад. Хочется отдать должное моему проводнику-татарину. Он вел меня быстро и очень умело, за что я был безмерно ему благодарен. Наконец, мы вышли из этого мрачного места. По мере того, как мы приближались к равнине, появилось солнце, стали попадаться одиночные деревья, и, вскоре перед нами возник красивый, большой лес с широкой аллеей посередине. Щебетание птиц, нежное журчание ручьев, бальзамический воздух этого уголка Крыма под названием Ласпи заставили меня позабыть обо всех опасностях горного перехода. Природа резко изменилась. Мы расстались с траурными скалами и вошли в прекрасный лес, тянущийся до самого берега моря на протяжении шести верст. Ко мне вернулось хорошее настроение…

Такого леса больше нигде нет на Южном берегу Крыма. Владелец этой земли, француз, генерал Потье, находящийся на службе у России и проживающий в Санкт-Петербурге, сдал эту землю в аренду на определенное количество лет другим французам, братьям Компэр, на условиях, что все построенное за это время на этой земле после истечения срока аренды перейдет в собственность хозяина без всякой компенсации. К братьям Компэр я прибыл на закате солнца. Они приняли меня с большой теплотой и искренним гостеприимством. Эти люди встретили меня , как брата после долгой разлуки. Компэр-старший окончил Политехнический Институт во Франции. Он высоко образован, что придает его бизнесу особый лоск. Компэр-младший отличается естественной искренностью и особым оптимизмом… Память о нашей дружбе надолго останется в моем сердце.

Земля возле Ласпи богата на самые различные сельскохозяйственные культуры. Здесь хорошо растет виноград, из которого производят вино, поставляемое в Одессу, также на этих землях выращивают пшеницу, кукурузу и табак. Местные пастбища – самые лучшие на юге Крыма. И все это благодаря тому, что Ласпи со всех сторон защищено от ветров. В этом имении пока еще отсутствует хозяйский дом. На его будущем месте стоит татарская постройка. Три источника орошают прилегающую территорию…

8 октября я продолжил свой путь. Вскоре показалась Байдарская долина. Я замедлил ход лошади, чтобы полюбоваться этой чудесной долиной, орошаемой многочисленными источниками и украшенной густыми лесами, растущими на склонах окружающих гор. Татарская деревня Байдары отличается опрятностью каменных домов, окруженных изгородью. Эти дома более удобны, чем обычные жилища татар. Улицы в этой деревне прямые и широкие. Все здесь говорит о достатке, чего я не замечал в других татарских деревнях. Впервые я наблюдал, как веселится этот народ, как он поет и танцует под музыку свирели. Байдарская долина – самая протяженная, самая богатая и самая приятная на всем Южнобережье. Ее в больших количествах покрывают плодородные поля, луга, тучные пастбища, сады и леса…

Через некоторое время свежесть лугов и тень лесов сменились на бескрайнюю степь, тянущуюся до самого Бахчисарая. В этом городе, бывшей резиденции крымских ханов, и сегодня можно еще увидеть остатки былой роскоши. Здесь проживает много народа, есть несколько мечетей и определенное количество приличных домов. Окрестности Бахчисарая утопают в прекрасных садах, рядом с которыми протекает речка Альма…

В Бахчисарае расположена почтовая станция, где мне выделяют телегу, запряженную тремя крепкими лошадьми. На выезде из города с правой стороны высится дворец последнего хана. За символическую плату в двадцать копеек вас туда сопроводит кучер и будет ожидать пока вы осмотрите внутренние покои этого восточного дворца. Рассказывают, что до присоединения Крыма к России здесь находилась роскошная мебель. Она была утрачена, и русское правительство распорядилось провести реставрацию ханской резиденции и вернуть сюда красивую мебель.

Из Бахчисарая можно поехать или в Севастополь, или в Симферополь… Дорога из Бахчисарая в Севастополь очень удобна. Севастополь – это сильно укрепленный город, способный выдержать осаду вражеского флота. Здесь находится база Черноморского флота России под командованием адмирала Крейга…

Есть также возможность посетить Балаклаву, расположенную на восточном берегу устья Лимана. Балаклава обладает одной из самых надежных и укрытых бухт. В четырнадцатом веке во время генуэзского владычества это был процветающий город. Как же такое случается, что в наш просвещенный век такие богатые города превращаются в свои жалкие подобия?..

Что касается меня, то я выбираю дорогу на Симферополь, где проведу еще несколько дней в гостеприимном доме господина Ланга.