Этнографический зал музея «Караимская слобода, конец XIX- начало XX века» знакомит посетителей с историей и культурой народов Крыма этого периода. Зал был открыт в июле 1990 г. Феодосийский музей стал первым среди музеев Крыма, в котором была открыта этнографическая экспозиция. Автор научной концепции создания экспозиции – старший научный сотрудник Гуров А.Н, дизайн – архитектор и художник Арефьева С.М. В зале представлены экспонаты из музейных коллекций, а также экспонаты, собранные научными сотрудниками у жителей города.

Название экспозиции «Караимская слобода» дано по названию одного из древнейших этносов, проживающих на территории Крыма.

Караимы – один из древнейших народов Крыма. Этнически – это результат смешения остатков древнего населения полуострова с переселившимися сюда тюрками, воспринявшими караимизм (один из толков иудаизма, отрицающий Талмуд). Караимское движение берет свое начало в г.Багдаде Абассидского халифата (на территории современного Ирака) в середине VIII века. Кроме отрицания Талмуда, караимы отличались от прочих евреев («талмудистов» или «раввинистов») празднованием Шаббата, проведением обряда обрезания, в законах ритуальной чистоты и степенях родства при заключениях браков, а также во времени проведения традиционных еврейских праздников, в устройстве синагог (кенасс) и литургической обрядности.

Термин «караимы» появляется в IX веке в трудах караимского теолога Вениамина бен Моше Нагавенди, назвавшего этим именем различные антиталмудические течения. Название «караим» («чтецы», «читающие») – это множественная форма от древнееврейского «карай» – отражает основную характеристику данного движения – почитание или чтение Священного Писания, то есть Ветхого Завета, как единственного и прямого источника религиозной истины.

Возглавлял караимское духовенство всей Российской империи гахам (с древнееврейского «мудрец»), на его содержание караимские общества отдавали определенные денежные суммы. Должность гахама была выборной. Первым гахамом был избран известный купец из г.Евпатории Соломон Бабович в 1839 году. Во главе каждой караимской общины стоял газзан, духовный глава общины. Его помощником был шаммаш (служка) и митапель (проповедник). Погребальные обязанности исполняли «хевра кадиша» (священное братство). Финансовыми делами заведовал казначей – габбай, а образованием – учителя-маскилы. Караимы в качестве языка богослужения, деловой переписки, литературы используют иврит (древнееврейский язык), а в качестве разговорного используют язык крымских татар.

Об истории караимов и времени появления их в Крыму ученые историки, литераторы и представители общественности спорят до сих пор. Первые сообщения о пребывании караимов на полуострове датируются 1278 годом. В это время в г.Солхате (г.Старый Крым) существовали общины караимов и раббанитов. В XIII веке возникает караимская община в г.Каффе (Феодосия). Около 1292 года в городе была построена караимская синагога (кенасса). В середине XIV века возникает караимская община в Чуфут-Кале, которая становится самой крупной и значительной в Крыму