В городе были мастерские коропластов (ремесленников, изготовлявших терракоты) — в том нас убеждают найденные здесь гончарные формы [47]. Скульптурки невелики, обычная их высота — 10—20 см, хотя встречаются терракоты и меньшего, и большего размеров. Цвет и состав глины разнообразный — это зависело от места добычи материала и производства статуэтки, а также от условий обжига. На большинстве изделий сохранились следы белой обмазки (ангоба), а также красок — красной, розовой, голубой, желтой, зеленой, черной. Изделия покрывались не только краской, но и позолотой. Статуэтки формованы, частично их обрабатывали от руки и стекой. Степень сохранности памятников различна.

Уникальным произведением коропластики V в. до н. э. признана протома Деметры самосского производства из погребения феодосийского некрополя (высота — 16 см; рис. 46; САИ. 21). Здесь и далее: САМ. И — 11. Терракоты Северного Причерноморья. — М., 1970. — Ч. 2 (Описание терракот: Кобылина М. М. Терракоты из г. Феодосии // САИ. П — 11. — Ч. 2. — С. 78 — 82).

Протома — полуфигура богини с прижатыми к груди руками на фоне развернутого покрывала. Образ богини величественный, лицо спокойное. Богатые тяжелые одежды, украшения на шее, руках и в ушах. На пышных волосах башенная корона с плодами. В левой руке — гранатовое яблоко. Красновато-коричневая краска покрывает волосы, ожерелье и края хитона. Другую прото-му Деметры конца VI — начала V в. связывают с родосско-ионийским типом терракот (САИ. 23. 1). Сохранилась только ее верхняя часть — голова в высоком рельефе. Волосы богини подвязаны, в ушах круглые плоские серьги.

К раннему времени — ко второй половине V в. — относится еще одно весьма примечательное произведение: на четырехугольной подставке две женские фигурки в длинных хитонах (нижнее платье из тонкой ткани) и покрывалах — это Деметра и ее дочь Кора; на плечах у них маленький кудрявый мальчик в плаще и с крыльями за плечами — вероятно, Иакх (САИ. 23.5).

Он считался сыном Деметры и Зевса (иногда его матерью называли Персефону) и играл важную роль в элевсинских мистериях. Элевсин — городок в Аттике, где по осени, когда завершался сбор урожая, справлялся большой праздник в честь Деметры и ее дочери. В храме богини плодородия разыгрывались драматические сцены из мифической биографии Персефоны, которую Аид уносил в царство мертвых, и Деметры, скорбящей о потерянной дочери и ищущей ее повсюду. Богиням приносили жертвы. Зевс был братом и супругом Деметры, так что в Элевсине чтили и его, тем более, что отец богов давал свет и дождь, а значит, урожай.

Во время мистерий призывали Иакха, которого Деметра послала к людям, чтобы он научил их земледелию. Его отождествляли с Дионисом-Вакхом, называли и сыном Диониса. Элевсинские культы были особенно распространены в тех городах, которые имели тесные связи с Афинами, в том числе боспорских. Феодосию многое связывало с Афинами и до ее присоединения к Боспорскому царству, и после. Так что почитание ее жителями элевсинских божеств естественно. Наша статуэтка признана работой местного мастера, использовавшего привозную форму. Сохранились следы голубой и красной краски. Композиция гармонична, проста и задушевна.

Эти и другие статуэтки — яркое доказательство поклонения феодосийскими греками народным культам богини плодородия уже в ранний период жизни апойкии. И это естественно: ведь экономика полиса ориентировалась в первую очередь на земледелие, а первопоселенцы и их ближайшие потомки были в основном земледельцами.

Деметра почиталась и позже, уже новыми поколениями жителей города и его округи, среди которых было много крестьян. Датируете? IV в. до н. э. еще одна протома богини местного производства (САИ. 23. 3). Руки Деметры подняты к груди, одета она в хитон, головной убор — калаф со спадающим на плечи и руки покрывалом. Фигурка сделана, однако, довольно грубо и не отличается мастерством исполнения. Есть и другие изображения богини.

К раннему времени — концу VI — началу V в. до н. э. — относится фигурка Коры-Персефоны, видимо, родосского производства, найденная у Журавок, то есть в сельской округе Феодосии, где обитало немало варваров, но и, возможно, какое-то число эллинов [48]. Она в хитоне и наброшенном на голову гиматии. Небольшая головка. Молодое лицо. Согнутая в локте рука могла держать цветок. Это редкая для феодосийской хоры (да еще столь раннего времени) находка.