Как же выглядели ранние феодосийские выпуски? Серебряные монеты с изображением на аверсе мужской головы (ктиста?) вправо, на реверсе — головы быка вправо (во вдавленном квадрате) и надписью ФЕОДЕО, ФЕОДЕОХ обычно относят к последней четверти или к концу V в. Этим же временем В. Анохин датирует серебряную монету с мужской головой, вдавленным квадратом с головой быка в фас и надписью ФЕОД[ЕО]из коллекции ГИМ (Н. Фролова и О. Мельников видят, однако, на ее лицевой стороне голову Афины); Мельников датирует выпуск началом—серединой 70-х гг. IV в. и публикует новую монету из частного собрания, на которой хорошо просматривается голова богини в шлеме вправо на аверсе, а на реверсе — голова быка в фас и надпись ФЕОД.

Рубежом V—IV или началом IV в. принято датировать серебряные монеты с головой Афины в шлеме влево на лицевой стороне, головой быка в фас, украшенной гирляндой, и надписью ФЕОДЕО — на оборотной. (А. Зограф отнес их к рубежу IV — III вв., О. Мельников — ко второму десятилетию IV в.).

Афина на монетах города — дань давно установившимся прочным связям Феодосии с находившимся под опекой этой богини Афинским государством. С этим же выпуском В. Анохин связывает драхму с головой Ареса (?) в шлеме, головой быка в фас, украшенной гирляндой, и надписью ФЕОДО. Эту монету из ГИМ считал поддельной Д. Шелов, с чем согласилась Н. Фролова. Но недавно она вновь была опубликована С. Коваленко и О. Мельниковым, не сомневающимися в ее подлинности [64].

Оставляя вопрос открытым и предоставляя возможность решить его нумизматам, хочу заметить, что на рубеже V—IV вв. город не назывался Феодосией, легенда же ФЕОДО может отражать только это последнее наименование. Между тем, монета с Аресом очень близка к типу монет с головой Афины в шлеме. Значит, с более поздних монет легенда была перенесена на подделку, имеющую изображения, напоминающие те, что запечатлены на монетах, чеканенных тогда, когда город назывался своим первоначальным именем? (Отмечу, что подобная монета с Аресом имеется в ФКМ.)

К ранним монетам Феодосии следует отнести также медь с головой быка в трехчетвертном развороте вправо на аверсе, шестилучевой звездой с надписью ФЕОДЕО между лучами — на реверсе. Монеты издавались Е. Миннзом, Л. Беловой, М. Золотаревым, В. Анохиным, С. Коваленко, О. Мельниковым, их насчитывается около десятка, и их датировка вызывает споры. Белова относит их к середине IV в. по аналогии с херсонесскими монетами с головой льва вправо и звездой, между лучами которой помещены начальные буквы названия города; большинство авторов — к рубежу V—IV вв., а чаще — к началу IV в.[65] Близка к этому типу монета с головой быка вправо, семилу-чевой звездой и надписью 0ЕОДЕОЕ, опубликованная О. Мельниковым.

Практически ничем не аргументированная мысль М. Золотарева о чеканке феодосийских монет в Херсонесе не кажется плодотворной — об этом мне уже приходилось писать, с этим согласны и другие исследователи». Во-первых, Феодосия имела собственный монетный двор и определенный опыт в производстве монет, во-вторых, если принять рубеж V—IV вв. или начало IV в. за время чеканки указанного типа медных монет, то не ясно, как же Феодосия смогла заимствовать его у Херсонеса раньше, чем он появился в самом Херсонесе. Да и по силам ли было небольшой гераклейской колонии, впервые начавшей чеканить свою собственную монету только в начале IV в. (и тогда на ней не было шестилучевой звезды), брать на себя столь обременительный заказ?

(Кстати, и в середине IV в. Феодосии не было смысла чеканить монету на чужом дворе: она уже вошла в состав Боспорского царства, стала важнейшим его портом, имела хорошую прибыль от внешней торговли.)

Примеры из античной нумизматики говорят, что один полис чеканил монеты для другого, как правило, при подчинении второго первому или при их вхождении в единое государство.

Ничего подобного в нашем случае не было и быть не могло. Что же касается типа с изображением звезды, то он известен не только на монетах Феодосии. Так, звезда с четырьмя и восемью лучами на боспорских монетах и надчеканках встречается в V—III вв.

Многолучевая звезда — солярный символ — была вообще широко распространена на монетах в античное время. Скорее Херсонес заимствовал у Феодосии образ звезды на монетах (так же, как и головы быка, украшенной гирляндой). Не удивительно, что феодосийские монеты (в частности, с головой быка и звездой) встречаются в Херсонесе — это свидетельство близких отношений двух полисов в период обострения боспоро-феодосийских отношений и проявленного интереса к этим событиям Гераклеи и ее колонии.

С соседними племенами греки обменивались товарами, не прибегая к помощи денег. Роль торговли в экономической жизни обоих контрагентов непрерывно возрастала. На долю феодосийского порта приходился значительный объем продуктов и изделий, поступавших из Эллады на варварскую периферию в обмен на хлеб, шкуры, кожу, мясо, рабов. Да и сами феодосийцы не упускали возможности взаимовыгодной торговли с аборигенами.

Представители племенного мира активно селились на территории Феодосийского государства. Опираясь на материалы раскопок XIX в., М. Ростовцев охарактеризовал курганный некрополь Феодосии как греческий, не имеющий погребений местного или смешанного типа, т. е. таких, в которых присутствовали бы элементы варварских обычаев, как, например, в некрополях городов Боспора.