Религиозные культы Феодосии – Нравы городского населения

Население Феодосии представляет собою необычную смесь различных народностей: русские, греки, армяне, татары, евреи, немцы; сюда же примешиваются различного рода европейские искатели приключений и наживы, которые гармонично уживаются с миролюбивыми горожанами.

Высшее общество представлено здесь военными и гражданскими служащими, а также несколькими высокими чинами в отставке. В течение всей зимы около восьми зажиточных семей постоянно организуют приемы. Вначале гости играют в карты, затем ужинают. К одиннадцати вечера все расходятся по домам. Во время карточных игр делаются умеренные ставки в соответствие со скромными доходами служащих… Все здесь считают себя членами одной большой семьи.

Пестрота городского населения отражается в различии религиозных культов и нравов. Церкви, построенные во времена генуэзцев, в период владычества татар превратились в мечети. Еще сегодня в центре города можно видеть величественные остатки главной мечети… Рядом с этой мечетью расположено крупное здание, в котором когда-то были турецкие бани. После вхождения Крыма в состав России татары поселились, в основном, на холме вокруг города, выстроив себе очень симпатичные каменные дома. Евреи-караимы живут обособленно от евреев-ашкеназов…

У них — правильные черты лица, одеваются они на турецкий манер и подражают в своем поведении рассудительным мусульманам… Караимы придерживаются Торы, закона Моисеева, и полностью отвергают всяческие дополнения, привнесенные евреями Европы. Женщины-караимки ходят с закрытыми лицами… В Крыму эта секта очень многочисленна. Основное место их обитания – город Козлов ( Евпатория ). Там у караимов есть своя роскошная синагога…

Во время своего пребывания в Феодосии я внимательно наблюдал за нравами и привычками людей различных национальностей, проживающих в городе, и с удовольствием отмечал культурный рост коренных народностей Крыма под влиянием богатейшей русской культуры и отеческой заботы со стороны господина Казначеева. Чтобы сделать жизнь городского населения интереснее, градоначальник решил на время своего отсутствия в городе отдать часть своего дома под устройство городских балов… По приказу императора Таврический губернатор Казначеев полгода должен проводить в Симферополе, а остальные полгода – в Феодосии в качестве градоначальника.

Чтобы рассказать о зимних увеселениях в Феодосии, я приведу здесь свое письмо, отправленное другу в Одессу:

Отрывок из письма господину М…

Феодосия, 29 декабря 1829 года

“Без сомнения, дорогой друг, Вы полагаете, что я сейчас путешествую по побережью Каспийского моря. Таковыми действительно были мои намерения, но внезапно наступившая зима поменяла мои планы. Я решил перезимовать в Феодосии, которая мне приглянулась еще в начале моего путешествия по Крыму. Расположение этого города – одно из самых удачных на всем побережье Черного моря.

Феодосийский порт может принимать торговые суда самого крупного тоннажа. Еще в древности здесь велась интенсивная торговля. Но особого расцвета город достиг в период генуэзского владычества, когда он носил имя Каффа. Вам, конечно, известно, что император Николай… обратил особое внимание на развитие этого очаровательного уголка российской империи, и мы постоянно ощущаем его отеческую заботу о Крыме. Есть все основания надеяться на то, что российское правительство будет способствовать процветанию Феодосии и ее порта…

Но не это является целью написания моего письма… Я бы хотел рассказать о феодосийском обществе и о его развлечениях. Хотелось бы, чтобы и другие города брали в пример ту гармонию, то единство, что характеризуют феодосийское общество. Здесь простые жители, военные и гражданские чиновники живут одной семьей… Никаких раздоров, никакого тщеславия, никакой роскоши и зависти. Вместо всего этого – счастливая посредственность, скромность и взаимная доброжелательность. И все это потому, что главные мысли этих верноподанных жителей обращены к их любимому монарху, который не устает осыпать их своими благодеяниями, укрепляющими преданность своему благодетелю.

В очередную годовщину изгнания Наполеона с русской земли я посетил очень трогательную службу в православном храме Феодосии. Яркая проповедь священника была полностью посвящена этому событию. Когда батюшка начал говорить о добродетелях императора Александра и его августейшего преемника, все собравшиеся расплакались, славя Всевышнего и ныне здравствующего императора. Признаюсь тебе, мой друг, что это торжественное событие тронуло меня до глубины души; я плакал вместе со всеми; я воотчию увидел, как поведение правителя воздействует на народ, как очищаются нравы, как любовь к монарху поднимает дух всей нации…

Не знаю, как вы проводите время в своем городе, но моему времяпрепровождению в Феодосии можно только позавидовать. Каждый день приносит очередные удовольствия.

В прошлый четверг прошел третий в этом сезоне городской бал, на котором присутствовало большое количество народа. А вчера генерал Врангель устроил танцевальный вечер, куда был приглашен весь цвет феодосийского общества. Вы были бы очень удивлены, увидев там очень модные, изысканные дамские наряды. И это, несмотря на большую удаленность города от столицы. Но более всего меня очаровала сердечность, взаимная привязанность и веселое настроение, царившие на этой ассамблее, а также душевность и деликатность генерала и его супруги, проявленные по отношению к гостям…

11 апреля, как только возобновилась навигация по Черному морю, я направился в Трапезунд…

Хочу подчеркнуть, что я никогда не забуду исключительно теплый прием, оказанный мне в Феодосии многочисленными уважаемыми людьми. Не могу не упомянуть в связи с этим генерала Врангеля и его любезную супругу, коменданта города полковника Штера, начальника карантина полковника Штакельберга, председателя городского суда господина Анастасьева, начальника феодосийской таможни господина Гаевского, доктора медицины Граперона, а также консула Сицилии господина Лагорио.