Одним из районов обитания полукочевого народа «ямной культуры» являлся степной Крым. Ближайшие к Феодосии памятники ямной культуры — стойбища и курганы — известны по раскопкам в Кировском районе. В частности, в 1977 году работники Феодосийского краеведческого музея исследовали близ села Льговское курган, содержавший мужское погребение. В соответствии с характерным для данной культуры погребальным обрядом умерший был положен в могильную яму на правый бок с подогнутыми ногами. Застланное камышовым матом дно могилы посыпалось красной охрой. Погребение сопровождал небольшой сосуд, покрытый в верхней части «веревочным» орнаментом из мелких диагональных насечек.
В эпоху бронзового века в связи с развитием скотоводческого хозяйства и освоением культуры земледелия люди предпочитали селиться вблизи источников воды на участках с хорошей землей. По своим природным условиям подобным требованиям хорошо соответствовал предгорный юго-восточный Крым. Археолог В. А. Колотухин, исследовавший в 1978 году одно из поселений этого времени у так называемого «Хрущевского источника» (вблизи поселка Коктебель), обнаружил там остатки каменных оснований домов, разнообразную лепную керамику, орудия труда. Полученные им материалы позволили установить, что жизнь здесь продолжалась с небольшими перерывами до IХ-VII веков до н.э. Особенно плотно этот район был заселен в середине и во торой половине II тысячелетия до н.э.
К числу важнейших достижений человека бронзового века следует отнести приручение для верховой езды лошади. Это событие предопределило скачок в развитии кочевническо-скотоводческого хозяйства, что, и свою очередь, ускорило разложение первобытнообщинного строя. По данным археологии, в культуре эпохи поздней бронзы уже просматривались имущественные и социальные различия. В то время существовали разные по «пышности» обряды погребения. В одних случаях захоронения устраивались в простых грунтовых ямах, в других — использовались могилы, перекрытые курганными насыпями. Для «богатых» могил характерен обряд с принесением жертв, обычно — лошадей и быков. Иногда, впрочем, в жертву приносились не только животные.
В 1980 году Феодосийский музей совместно с Отделом археологии Крыма Института археологии АН УССР исследовал в окрестностях города курган срубной культуры. Он содержал несколько впускных и одно центральное захоронения. В центральной могиле находились двое погребенных. Один умерший — мужчина — был положен на спину с подогнутыми ногами. Рядом с ним на левом боку лежала женщина. Оба погребения сопровождались лепными сосудами, поставленными на дно могильной ямы.
Яма перекрывалась поверху необработанными плитами камня-известняка. Одной из таких плит был придавлен третий погребенный — мужчина, который лежал на спине в вытянутом положении подле кромки этой могилы. Описанная картина напоминает заупокойный обряд, бытовавший несколько веков спустя у скифов.
По словам Геродота, эллинского историка V века до н. э., они хоронили иногда с племенными вождями «одну из наложить предварительно задушив ее, а также… слугу и лошадей». Срубная культура предшествовала эпохе раннего железа (IX-VII вв. до н. э.), ставшей исторической вехой в развитии человеческого общества. В начале этого периода в Северном Причерноморье сформировался легендарный союз кочевых племен. Его имя было донесено до нас из глубины веков в античных преданиях: киммерийцы.