Удар камертона прерывает запыхавшуюся монахиню, и вот вступает хор. Самые нежные голоса, самая богатая гармония слышатся в этом пении, подчеркиваемом тяжелыми органными акцентами, после которых голоса затихают на самых низких нотах. Эти контральто так же неожиданны, как и сопрано в Сикстинской капелле. В течение двух часов я присутствовала на службе, во многом напоминающей нашу (Жанна Бертрен – католичка, — от пер.). Ближе к окончанию службы монахини парами стали подходить к святым книгам у алтаря и целовать их. Сначала подошла игуменья, затем матушки в длинных платьях, сестры и, наконец, послушницы. <…> А вот то, что мне особенно запомнилось из воскресной службы, состоявшейся на следующий день: по выходе из церкви желающим раздавали булочки из нежного бездрожжевого теста. Можно купить такие булочки для своих друзей и знакомых, надписать имя на нижней корке. Священник освятит их, а затем эти булочки будут есть в семьях. Я также обратила внимание на огромное рисовое блюдо, украшенное крестом из коринки. Это одно из тех блюд, которые священник лично раздает бедным после поминальной молитвы. Это очень напоминает братские вечерья первых христиан.
Послушницы Топловского монастыря в рабочей одежде
Выйдя из церкви, все монахини и простой народ следуют за старым священником, направляющимся к источнику молиться за усопших. Верующие проходят сквозь тенистый сад у дома игуменьи, затем поднимаются в гору, опускаются, огибают склоны горы и, наконец, оказываются у большого павильона, укрывающего купальню для больных. Совсем рядом под открытым небом устроены иконостас и широкий пюпитр для святых книг.
Священник благословляет толпу огромным кропилом, черпая воду из самого источника. Все стремятся получить несколько капель святой воды. Некоторые целуют ладони своих рук, другие умывают этой водой свои лица. Все очарованы соприкосновением с чудодейственной жидкостью. Затем все подходят к источнику и пьют воду из одного стакана. Одна из монахинь любезно предоставила мне для питья святого напитка отдельную чашу из красной меди с ручкой в виде креста. Вода свежа и очень приятна на вкус. Поставив на голову одного из мужиков Библию, священник читает молитвы. Затем он просит бога за души тех умерших, чьи имена были ранее занесены в список. Несколько опоздавших шепчут ему на ухо имена умерших близких, а служба все тянется и тянется, бесконечно долго, с большой набожностью и елейностью. Хор, стоящий под большими деревьями, распевает один и тот же речетатив, оканчивающийся словами: » Господи, спаси нас! Господи, помилуй нас! «