Быв. Георгиевский монастырь расположен в 13 км от Севастополя.

От площади Коммуны или нижних ворот Исторического бульвара по Гоголевской ул., мимо Сенной площ. километра через 2 (по Ялтинскому шоссе) с небольшим, у домика с башенкой — поворот на грунтовую дорогу, по дороге — телеграфные столбы почти до самого монастыря. Грунтовая дорога от поворота идёт вдоль забора и спускается в неглубокий овраг, потом поднимается на гору к группе холмиков. От поворота до холмов — минут 20 ходьбы. Недалеко за холмами опять вправо ответвляется дорога: в рощу Дианы и в Александриаду. Дорога дальше начинает спускаться в неглубокую лощину. Там её почти под прямым углом пересекает дорога, построенная в войну французами и соединявшая лагерь французских войск с Камышевой бухтой — местом стоянки их флота (до пересечения дорог от группы холмов — минут 15). Здесь расположен хутор, за которым дорога вновь поднимается в гору. С вершины горы становится видна колокольня монастыря, а дорога вновь спускается под гору.

Местность кругом совершенно голая, унылая. Справа виднеется море (Камышевая, Казачья, Песочная бухты) и Херсонесский маяк.

В лощине от дороги в левую сторону отделяется тропа для пешеходов. Тропой — ближе. Тропа поднимается в гору, с которой вновь видна монастырская колокольня, затем пересекает неширокую балку и поднимается в гору уже в последний раз и в виду монастыря. Здесь тропа опять выходит на грунтовую дорогу, которая всё время шла правее. От пересечения дорог (у хутора) до балки — 45 минут ходьбы и от балки до монастырских ворот — 20 минут. Местность степная, слегка волнистая, бедная растительностью, летом всё выжжено.

Можно в б. монастырь проехать на трамвае (с площади Коммуны) до остановки «Восьмая верста», стоит 25 копеек. Отсюда пешком по шоссе и тропинке 6,5 км. Извозчик берёт от 3 до 6 р. В б. монастыре предполагается устроить дом отдыха для студентов университета имени Сун-Ят-Сена (в Москве), о чём ведутся переговоры с Курупром.

Быв. монастырь живописно расположился в нескольких скромных зданиях у самого обрыва.

Обыкновенно полагают, что монастырь возник в XIV веке н.э., но едва ли не существовал он и ранее. Хартахай думает, что он начал своё существование ещё между I и V вв. нашей эры. Величественные развалины древнего монастыря и искусство, с которым была выполнена резьба на колоннах и других вещах, открытых к нём, заставляют думать, что он возник во времена наиболее цветущего состояния херсонесской республики. Георгиевский монастырь пережил Херсонесскую республику и долго был оплотом православия в Крыму. Он существовал до XVII в. и под давлением турок и татар сильно упал.

До присоединения Крыма Георгиевский монастырь был в зависимости от Константинопольского патриарха. С присоединением Крыма монастырь не пожелал подчиниться русскому синоду, часть монахов ушла, и весь монастырский архив с ценными древними документами был увезён в Константинопольский патриарший архив. Во время крымской войны монастырь был занят французами. Во время осады монахи не выпускались из монастыря и получали от неприятеля не только провизию, но даже вино и ладан.

От ворот ограды — дорожка к арке под зданием быв. гостиницы (здесь спуск к морю), но сначала лучше пройти к колокольне и свернуть от неё направо, за угол гостиницы. С обрыва неожиданно открывается удивительно красивый и оригинальный вид. В глубине — море (обрыв 196 мет.), образующее неглубокий залив; его окружают высокие утёсы. Направо от самой воды подымается стройная тёмная скала (128 м), называемая Крестовой. Дальше — обрывистый мыс Фиолент, в древности Партенион (Девичий), с которым связан миф об Ифигении (см. трагедии «Ифигения в Тавриде» Еврипида и Гёте). Здесь по далёким преданиям и исторически данным был скифский храм и жертвенник кровавой богине (Артемиде-Диане). А. С. Пушкин, побывавший на этом мысе в 1821 году, писал: «Тут видел я баснословные развалины храма Дианы».

Напротив монастыря метрах в 100 от берега — большая скала (Георгиевская), на которой раньше жили монахи-схимники.

Влево от монастыря тянется высокий, почти отвесный, берег до Мраморной балки и за ней до Балаклавы. В дымке дали виден почти отвесно обрывающийся к морю мыс Айя (святой).

К морю ведут две дороги — одна колёсная (около 1 км), другая — пешеходная, начинающаяся у арки под быв. гостиницей. За аркой — лестница и спуск на площадку, к источнику св. Георгия и двум храмам. Обрыв обнесён железной решёткой (вид), от калитки в ней начинается довольно крутая тропинка вниз. Пройдя мимо дачи, она по склону, местами покрытому небольшими терпентинными и другими деревьями, спускается к морю. В Георгиевском монастыре — хорошее купанье.

Отдельная тропа ведёт влево, по склону обрыва, в Мраморную балку. Тропа начинается около колокольни.

Мраморная балка — место, где сближаются первая главная гряда и третья гряда Крымских гор. Начало главной гряды состоит из мраморовидного розоватого цвета известняка юрской системы. От противоположной стены мраморной балки прекрасно отражается голос ммногократным эхо.

Представляет интерес геологическое строение ближайших окрестностей монастыря. Обрыв даёт возможность легко видеть залегающие здесь породы. Наверху лежит пласт, толщиною около 100 метр., состоящий из известняка сарматского яруса третичной системы. Непосредственно под ним — нуммулитовый ярус (толщиной около 6 метр.), состоящий из известняка, глины трахитового конгломерата. Ещё ниже видны кристаллические породы тёмного, местами чёрного, цвета (кварцевый трахит). Из него же состоят и отдельные выступающие в море скалы. Некоторые из них, как, напр., гора Крестовая, разбиваются на пяти- и шестигранные столбчатые «отдельности».

За Крестовой скалой, которую при тихой и низкой воде можно обойти посуху, в другое время — только на лодке, утёсы берега как бы раздвигаются и образуют площадку, около гектара, называемую «балкой Дианы». На эту площадку можно попасть и сверху по очень крутой, доступной не всем тропинке. Густо поросла она душистым терпентином и можжевельником.