Мангуп-Кале. Из Бахчисарая надо ехать или идти пешком через Азис по Севастопольскому шоссе, пересекающему на 4 км Качинскую долину (мост через р. Качу), до полустанка Сюрень (на 9 км), откуда до Мангупа — около 10 км. Шоссе идёт параллельно железной дороге и в двух местах пересекает её. Для отправляющихся на Мангуп (а также и в Черкес-Кермен) можно доехать по железной дороге до полустанка Сюрень. Отсюда по просёлочной дороге, идущей на юг до Ялтинского шоссе, пройдя по которому км 1 и 1/2 взять вправо по просёлку к реке Бельбеку. Дорога, пересекая Бельбекскую долину и реку, поворачивает сейчас же за скалой влево и направляется прямо на юг в Каралезскую долину.
В Каралезской долине следуют по пути одна за другой три татарских деревни: Ашага-Каралез (называемая также Биюк-Каралез), Орга-Каралез и Юхарты-Каралез (в переводе с татарского Нижний или Большой Каралез, Средний и Верхний). Из Орта-Каралеза уже хорошо видны характерные вершины Мангупа. Дорога идёт по узкой долине вдоль горного ручья Пелагос, среди садов, виноградников и табачных плантаций, над которыми высятся голые отвесные скалы.
Вскоре дорога сворачивает влево к д. Ходжа-Сала, расположенной у подножия Мангупа. Отсюда на Мангуп, возвышающийся над долиной на 277 метров (надо уровнем моря 580 метров), подымаются пешком по тропинке, приводящей к крепостной стене.
На вершине Мангупа имеется источник прекрасной воды. С высот его открывается обширный и величественный вид. Глубоко внизу — окружающие Мангуп долины; на далёкое расстояние видны горы, поросшие лесами, цепь Яйлы, Чатырдаг, а по направлению к юго-западу виднеется море. В бинокль можно видеть Севастополь.
Древний город Мангуп-Кале, развалины которого находятся на вершине горы, получил это имя в эпоху турецкого владычества в Крыму, прежде же он назывался Феодоро, Дори. Под этим наименованием он был столицей Готии, резиденцией гото-греческих князей, династия которых окончилась с подчинением туркам всей Готии и взятием последними Феодоро в 1475 году.
Когда готы поселились в горах Тавриды, точно неизвестно, но, вероятно, гунны загнали их сюда, а в частности на Мангуп. Нет сомнений в том, что на Мангупе и до готов было поселение, и можно быть уверенным, что во времена Скилура и Палака (II-I века до нашей эры) это удобнейшее место для самообороны было крепостью. Город после пожара 1592 года пришёл в упадок. Кастель же служил надёжным убежищем для ханов в неспокойные для них времена.
При Палласе, который посетил Крым в 90-х годах XVIII века, город был окончательно покинут даже и евреями-кожевниками. Сюда только наезжали «сыромятники-евреи из Чуфут-Кале в летнее время и употребляли для выделки кож обретаемые при горе во множестве дубильные растения».
В 1578 году его посетил Броневский. Его литературное известие для нас самое древнее и драгоценное. Много заметок было сделано о Мангупе и в последующие столетия (Кеппен, Дюбуа де-Монпере и др.). В прошлом столетии серьёзные изыскания произвёл здесь проф. Браун. В 1912-13 годах производил здесь археологические исследования Лепер.
Гора имеет вид кисти человеческой руки с растопыренными четырьмя пальцами-мысами. Западный мыс называется Чамлы-бурун (сосновый мыс), северо-западный — Чуфут-бурун (иудейский мыс), северо-восточный — Гелли (эллинский) — бурун и восточный — Тешкли-бурун (Тешик — по-татарски дыра, т.е. мыс с дырами); ущелье между Чамлы-буруном и Чуфут-буруном называется Табана-дере (дере — ущелье, табана — кожевенное), между Чуфут-буруном и Гелли-буруном — Хамам (баня) — дере и между Гелли-буруном и Тешкли-буруном — Капу-дере (ворота-ущелье).
Площадь горы и её мысы сплошь усеяны громадными грудами строительного мусора, заросшими кустарником, а по краям обрывов и в некоторых местах по самой площади горы возвышаются величественные руины стен с круглыми, четырехугольными и многогранными, иногда зубчатыми башнями.