К числу достопримечательностей Бахчисарая надо отнести и дервишей, которые в настоящее время изредка собираются по четвергам часов в 9-10 веч. в своей мечети на Азисе для моления. Татары не называют их дервишами, а софу (от арабского слова софи или суфий), что значит последователи особого религиозного направления. Дервиши — не монахи, так как монашества в исламе нет, да местные дервиши и не терпят каких-либо светских лишений: они живут, где хотят, женятся, занимаются торговлей, ремёслами. Точно также они не являются представителями какой-либо секты: дервиши такие же мусульмане, как и все, посещают в обычное время мечети, и только в определённые дни собираются в особой своей молельне (теккие), где, совершая молитву, доводят себя до религиозного экстаза, повторяя одни и те же слова и фразы.

Когда именно появились дервиши в Бахчисарае, неизвестно, но можно думать, что вообще в Крыму они появились вместе с исламом в конце XIII и начале XIV веков и являются следом того философско-религиозного направления в нём, которое известно под именем суфизма.

Большинство приверженцев суфизма находится в Турции, затем — в Персии, Индии, Северной Африке, Центральной Азии, Аравии. В Персии они получили название дервишей (по-персидски — нищий), что означает религиозных людей, спасающих свою душу аскетическим образом жизни. Отсюда это название распространилось повсюду, и в настоящее время дервишами обыкновенно называют последователей суфизма. Во главе каждого отдельного общества стоит шейх (старшина).

Должность эта переходит из поколения в поколение по наследству. Шейхи живут обычно при теккие — помещении, в котором собираются для совместной молитвы и религиозных плясок, и где покоится прах основателя общества. В Азисе возле теккие — гробница святого Малик-Аждера, родом араба, пришедшего по преданию в Крым в 700 году Гиджры и убитого на том месте, где теперь гробница. Во время царствования хана Мемет-Гирая здесь был найден в 1658 году надгробный мраморный памятник; хан велел построить на этом месте мавзолей и теккие для совершения молебствий.

Бахчисарайские дервиши, собравшись в своём теккие, садятся на ковры, образуя круг, в середине находтся шейх; сперва они долго и заунывно поют славословия из Корана, а затем, по знаку шейха, постепенно учащая, начинают повторять фразу «Ла-Ид-лаге-ил-Алла» (нет бога, кроме бога); при этом раскачивают в такт корпус. Качание учащается, фраза повторяется быстрее. В конце концов качание превращается в мотание головой до того быстро, что нельзя уловить черт лица. Вместо ясных слов слышится крик, похожий на лай, у некоторых появляется пена из рта, но случаи потери сознания редки.

Такой экстаз продолжается довольно долго. По знаку шейха все сразу прекращают кричать, несколько человек затягивают заунывное песнопение; иные, произнося слово Алла, не могут сразу успокоиться после сильного возбуждения и рыдают. Далее все встают, образуя круг и произнося слово «Гуве» (он, т.е. бог, все движет), раскачивают корпус. Произнесение похоже на рычание, сперва медленное, затем всё более и более учащающееся и опять переходящее в то же мотание головой и неистовый крик, напоминающий лай.

В это время в середину круга часто впускаются больные, верующие, что молитва дервишей исцелит их. Больные ложатся на землю, их накрывают покрывалами, и все молящиеся, обняв друг друга руками, продолжают мотать головой и кричать. По знаку шейха все останавливаются и вскоре прекращают моление, продолжавшееся более трёх часов. Всякий мусульманин может быть принят в число дервишей; желающие должен только заявить об этом шейху, налагающему на него испытания, по выдержании которых он принимается в братство.