Принцип конденсации воды в кучах Ф. И. Зибольд об’яснял следующим: кучи насыпались из довольно крупного щебня, так что воздух может совершенно свободно циркулировать во всей массе насыпанного камня—„кучи имели назначение конденсировать в своих недрах водяные пары, поступавшего в них атмосферного воздуха или, что то-же, я пргдполо-‘ жил, что имею перед собою весьма интересный по его значительным размерам случай образования подземной росы в искусственной почве».

Выделение росы в каменных кубах об’ясняется разницей температур воздуха и земли на некоторой глубине. Благодаря разнице температур, влажный воздух, попадая в щебневую кучу и охлаждаясь, выделяет росу, которая, собираясь на непроницаемом дне конденсатора, по трубам поступает в фонтаны. Турки после генуэзцев сохранили, а возможно и развили сооружения для сбора воды. На плане 1784 г. показано 33 колодца и фонтана, что говорит о большом водяном хозяйстве, поддерживаемом турками.

Русским все эти способы добычи воды были совершенно незнакомы, не могли ими поддерживаться, поэтому вскоре после присоединения Крыма к России Феодосия начинает ощущать недостаток в пресной воде.

Благодаря варварскому уничтожению водопроводных груб, во время земляных работ в садах, на склонах холмов, заглохли почти все фонтаны города, высохли почти все колодцы, но все-же и сейчас кое где еще можно видеть, как сочится вода по глиняным трубам; и сейчас колония Герценберг и татарская слободка пьют воду, добытую генуэзцами, и сейчас некоторые колодцы Феодосии наполняются по трубам, проложенным генуэзцами.

Под горой Митридат стоит заглохший фонтан; построен он в форме куба из дикаря, лицевая стена которого, выложенная песчанниковыми плитами, украшена стрельчатой аркой и „розетками». В фонтан вделана плита с надписью на армянском языке с датой сооружения (1586 г.). Фонтан называется караимским, по местоположению на Караимской слободке, а так-же фонтаном Айвазовского, так как в соседнем доме родился художник И. К. Айвазовский.

Очень интересный фонтан сохранился во дворе д. б. Шепетея по Турецкой улице. Новый дом, построенный во дворе, нарушает довольно хорошо сохранившийся облик старого татарского имения. К имению этому когда-то примыкала мечеть, развалины минарета сохранились и видны в Ю. В. углу каменного забора, бани, развалины которых выходят на Турецкую улицу. и сад, сильно вырубленный в последние годы. Фонтан сложен из известковых и песчанни-ковых плит, частично взятых с какой-то другой постройки.

Особенно любопытна средняя большая песчанни-ковая плита, с прекрасно выполнений и хорошо сохранившейся орнаментацией. Эта плита ‘несколько урезана с одной стороны, отчего нарушен центр композиции. В центре изображены весы, по бокам большие розетки, внизу рыбы.

Очень интересен животный фриз, окаймляющий верхнюю часть фонтана. Это единственный в Феодосии с’лучай применения животного мотива в орнаментации. На фонтан поставлены три скульптурных изображения — посередине грифон, по бокам два льва. Скульптуры сделаны из известняка, грубой техникой. Неподалеку от фонтана можно видеть довольно хорошо сохранившийся древний погреб.

Хорошо сохранился фонтан на Карантине, около ц. Стефана. Он любопытен тем, что через окно можно видеть бассейн с трубами; по одной вода поступала с гор, по другой излишек воды вытекал сбоку фонтана. В дождливое время и сейчас по глиняной трубе сочится вода. В фонтан вделана плита с надписью на армянском языке: „Бассейн в память Вардереса и супруги его Нур-Мелик-Лера 940″. (1491 г.).

В ограду Георгиевского монастыря (Ю—В угол) включен фонтан, в известковую облицовку которого вделаны 4 мраморных плиты, прекрасно орнаментированных розетками и стилизованными цветами. На Виноградовской ул., около татарских бань виден небольшой фонтан, облицованный мраморными орнаментированными плитами. Два турецких фонтана, лишенных каких либо украшений, сохранились в развалинах,-один на углу Виноградовской, другой на углу Гаевской улицы.