Возле, возле водоразборного бассейна, сохранился второй генуэзский мост, покрытый сейчас мостовой и плохо заметный. Свод этого моста, как и предыдущего, выложен из кирпича.
К востоку от бассейна, на углу армянской улицы, видна хорошо сохранившаяся армянская церковь Архангелов Михаила и Гавриила, построенная в 14 в. (см. главу „Церкви»).
Поднимаясь вверх, по направлению к старому, зданию Археологического музея (на гору Мигридат), мы можем все врзмя следить за направлением генуэзского рва.
С площадки, возле старого здания музея, открывается широкий вид на Феодосию и окрестности; отсюда можно охватить взглядом всю территорию генуэзского города, отсюда хорошо видны остатки стен и башни цитадели (в юго восточном направлении). За музеем видны фундаменты круглой башни св. Фомы, бывшей крайним защитным пунктом на западе.
Неподалеку от здания музея найдена известковая плита с этой башни.
От башни Фомы стены шли по направлению на юг, к круглому замку, построенному консулом Джиовани-ди-Скаффа в 1342 году. От громадного замка сохранились фундамент и два зубца стен, на верху которых видны части романского арочного фриза, выложенного из кирпича. От этой башни стены поворачивали к востоку и спускались к морю за карантином.
Против карантинных стен, построенных в большей части из крепостного материала и на старых фундаментах, хорошо сохранился генуэзский мост, неподалеку от которого можно видеть крепостной ров, лучше всего сохранившийся именно в этом месте. Неподалеку от моря стены поворачивают к северу и, спустившись к морю, сливаются со стенами цитадели.
Проследив, таким образом, по рву и остаткам крепостных стен линию укрепления, можно вполне отчетливо представить границы большого, сильного города, каким была Каффа в конце 14 века.
Крепость занимала громадную площадь, но крепостными стенами не ограничивались размеры города. За крепостными стенами были разбросаны слободки, которые плотным кольцом окружали город. В этих незащищенных пригородных слободках были расположены скотопригонные дворы, склады сена и дров, несколько каравансараев — укрепленных заезжих дворов, для остановки торговых караванов.
Несмотря на то, что слободки лежали вне черты крепости, жизнь в них мало чем отличалась от городской, о чем можно судить по тому, что за крепостными стенами был целый ряд церквей (сохранились Георгиевский монастырь и развалины ц. Св. Анны на холме за городом), большие городские цистерны (склад комхоза). Пригороды находились под особым наблюдением городской стражи. Сообщались пригороды с крепостью пятью мостами.
Жизнь в городе была строго регламентирована, что было вызвано не только тем, что Каффа имела большое военное, экономическое и религиозное значение, но и потому, что город был очень густо населен. Количество жителей Каффы доходило до 80 тыс., т. е. почти в три раза превышало количество жителей в настоящее время. С наступлением ночи, все городские ворота закрывались до утра; зажигать огонь в домах и ходить по городу разрешалось только до определенного времени. Город был перерезан по разным направлениям узкими, извилистыми улицами, характер которых особенно хорошо сохранился в районе Караимской слободки.
В этом клубке узеньких проходов и сейчас довольно трудно разобраться, но всякому, кто хочет ближе познакомиться с характером средневекового города, непременно надо побродить по этим запутанным уличкам, в перспективе которых открываются картины поразительные по своеобразной красоте и новизне. (Наиболее интересные пункты указаны в маршруте).