Привлечение имеющихся на сегодня источников — письменных и археологических, опубликованных и неопубликованных — дало возможность проследить динамику исторического развития античной Феодосии и ее сельской округи на протяжении более девяти веков — со времени основания апойкии на побережье Феодосийского залива до разрушения города гуннами. Этот большой временной промежуток целесообразно было разделить на периоды, хронологические границы которых совпадают с политическими событиями в истории города и соседних с ним селений, сказавшимися на судьбах этого региона, как, кстати, и более обширных территорий в Крыму, а порой и во всем Причерноморье.

Первый период — около середины VI — начало IV в. до н. э.: основание колонии, рождение Феодосийского полиса, время его независимого существования. Он характеризуется созданием и укреплением экономической базы (хлебопашества, садоводства, виноградарства, скотоводства, разнообразных ремесел), формированием полисного коллектива, налаживанием хозяйственных и политических связей с проживавшими по соседству варварами, причерноморскими городами и более отдаленными греческими центрами (среди которых выделяются Афины и Гераклея), приобретением авторитета на международной арене.

Второй период — IV—II вв. до н. э. — время вхождения Феодосии и ее округи в состав Боспорского царства Спартокидов. Начало ему положила боспоро-феодосийско-гераклейская война конца 90 — конца 80 / 70-х гг. IV в., закончившаяся победой Боспора. В состав царства вошла обширная область «Феодосия», ставшая важнейшей его хлебной житницей, а городской порт — вторым по значимости после столичного (или равноценным ему) портом в государстве. IV — III вв. характеризуются экономическим и культурным процветанием. Ситуация изменяется со второй половины III в. — сказалось ухудшение положения на Бое-поре, как и во всем Северном Причерноморье.

Начало третьего периода, приходящегося на I в. до н. э. — IV в. н. э., совпало с потрясшими все Причерноморье событиями митридатовской эпохи. Феодосии суждено было сыграть далеко не последнюю роль в политических перипетиях времени Митридата и его преемников. Она продемонстрировала свою давнюю приверженность идеалам свободы, стремление к самостоятельным решениям и поступкам. Несмотря на ухудшение экономического положения и усилившуюся варваризацию города и его сельской округи в первых веках н. э., область «Феодосия» по-прежнему рассматривалась боспорскими властями как важнейший форпост на западных рубежах царства. В начале 40-х гг. IV в. она отпала от Боспора и не избежала гуннского разгрома в конце этого века.

Эту книгу хочется закончить словами неутомимого исследователя, блестящего знатока истории и культуры античного Северного Причерноморья Александра Львовича Бертье-Делагарда: «…правильно и долго веденные раскопки в Феодосии, с затратою значительных средств, могут дать богатые и изобильные находки во всех отношениях». Произойдет же это?!