Широк был круг занятий коропластов, они делали из глины не только терракоты. Чудесная, не имеющая аналогий вещица, видимо, брошь, обнаружена в гробнице на Тепе-Оба раскопками 1977 г. [55]. Она сделана в виде виноградных ягод и декорирована тончайшими листами золота. Глиняные медальоны с рельефными изображениями богов, амазонок, горгон, гипсовые маска-роны украшали деревянные саркофаги.

Вспомним семь одинаковых медальонов с Аполлоном, сидящим верхом на львиноголовом грифоне и поражающим копьем оленя. Это работа аттического мастера начала — первой половины IV в. до н. э. [56]. Он представил сцену из популярного в Северном Причерноморье мифа об Аполлоне Гиперборейском. Бог молод, энергичен и беспощаден. Композиция динамична, в ней все соразмерно, фигуры идеально вписаны в круг. Перед нами работа талантливого мастера, не случайно оказавшаяся в Феодосии, где Аполлона особенно чтили. Похороненному в саркофаге со многими изображениями всемогущего бога Аполлона были обеспечены покой и защищенность в потустороннем мире.

Из глины изготовляли архитектурные детали — акротерии и антефиксы, предназначавшиеся для украшения крыш жилых и общественных построек. Акротерии — полукруглые, овальные украшения, а иногда и скульптуры, устанавливаемые на коньках и по углам крыш. Антефиксы — щитки той же формы, что и акротерии, но меньшего размера, их ряды завершали крышу вдоль боковых сторон здания. С рельефными растительными орнаментами или скульптурными изображениями крыши зданий выглядели более нарядными и завершенными. Фрагмента архитектурной терракоты в основном синопского и пантикапейского изготовления встречаются при раскопках городских слоев античной Феодосии [57].

В Феодосийском музее можно видеть антефиксы пантикапейского производства: с головой быка и восьмилепестковой пальметтой над ней (такие антефиксы датируются III—II вв. до н. э.) и с пальметтой на щитке, широкие листья которой имеют посередине продольную бороздку (II — I вв. до н. э.).

В Одесский музей попал из Феодосии синопский антефикс в форме одной большой пальметты с гладкими листьями, так что щиток имеет волнистые края. Но особенно интересен и красив синопский акротерии из коллекции А. Бертье-Делагарда, также хранящийся в ОАМ (Терракоты. 6, 7). Его датируют IV (или V) в. до н. э. и признают работой тщательной, изящной. То, что не сохранились некоторые части акротерия, не мешает воспринимать его как художественное произведение. Высота сохранившейся части — 23 см, что примерно на 12—15 см меньше, чем высота акротерия в целом виде.

Перед нами композиция в виде женской рогатой головы, окруженной тремя крупными многолепестковыми розетками. Маленькие рожки надо лбом привели специалистов к выводу, что здесь представлена Артемида или богиня луны Селена, которых изображали с полумесяцем в волосах. Но именно это заставило В. Скуднову отказаться от такой идентификации женской головы и увидеть в ней Ио — дочь аргосского царя (и одновременно речного бога) Инаха, возлюбленную Зевса, превращенную Герой в корову (вот откуда рожки, но не полумесяц).

Черты лица богини крупные: ведь ее будут рассматривать издалека. Широко раскрытые глаза, полные губы, мягкий овал лица. Мастеру, несомненно, удалось создать впечатляющий, привлекательный женский образ. Акротерий столь высокого класса должен был венчать крышу храма или иного общественного сооружения на акрополе города, где он и был найден. Видимо, из Синопы поступало немало архитектурных деталей.

Феодосийцы,как и все эллины,испытывали пристрастие к богато украшенной посуде. Глиняные сосуды формовали и расписывали люди творческой профессии, постоянно пребывавшие в поисках новых форм, сюжетов, технических приемов. Излюбленными были мифологические сцены с изображениями богов, героев, животных, фантастических существ, встречались и бытовые сценки.

Для эллинов росписи ваз были чем-то вроде пособия по мифологии, дополнявшего их знания, почерпнутые из устных рассказов, книг, театральных представлений. Многие вазы были привозными, их мастера старались дать жителям далекой окраины представление о внешнем облике и деяниях разных мифических персонажей, но особенно тех, кто имел отношение к Северному Понту. В Феодосии преобладают расписные сосуды из Аттики