Украшения из драгоценных металлов, скорее всего, привозились в Феодосию из других мест, бронзовые и железные могли быть и привозными, и местными. Ювелирное ремесло не угасло с веками, на то указывают, например, литейные формы для бронзовых украшений, относящиеся уже к римскому времени.
В V—IV вв. до н. э. в Греции расцвело искусство глиптики — резьбы на минералах. Интальи — геммы с углубленным изображением — сочетали миниатюрность с высочайшим качеством исполнения резьбы, служили печатями, амулетами или просто украшениями. Резчики предпочитали темы, заимствованные из эпоса, связанные с животным миром.
Замечательный мастер V в. Дексамен Хиосский оставил на некоторых произведениях свое имя. Отмечено влияние его искусства на творчество северопонтийских мастеров второй половины V в.
Из любимого мастерами эпохи классики материала — красивого полупрозрачного голубого халцедона — сделана инталья из Феодосии, представляющая, как заметил О. Неверов, «…свободное воспроизведение стоящей цапли Дексамена» и являющаяся работой местного мастера, «…опустившего все богатство деталей, которым отличается дексаменовская подписная работа», но сохранившего «…выразительный, музыкальный силуэт и естественно вписанную в овал композицию, найденную знаменитым хиосцем» [41].
Геммы из Феодосии и ее окрестностей довольно многочисленны и разнообразны [42]. Это в основном интальи, но также некоторое количество камей, отличающихся тем, что изображения на них выпуклые, в рельефе. Ранних произведений немного, в основном это памятники эллинистического и римского времени. Некоторые геммы вставлены в оправы металлических перстней. Из минералов преобладают сердолик и яшма, сардоникс, хотя встречаются и иные.
На интальях образы богов. Чаще всего голова Афины в шлеме или богиня в полный рост, со всеми присущими ей атрибутами, в том числе фигуркой Ники в руках (одна такая инталья на изумруде снабжена надписью ФЕО). Богиню победы изображали и без Афины. Мы видим также Асклепия, Гелиоса, Гермеса (Меркурия), Ареса, Тихе (Фортуну), Эрота. Атрибуция богов на некоторых геммах затруднена.
На одной из них, кажется, изображен Ахилл, убивающий пленника на могиле погибшего друга Патрокла. Есть фантастические существа (грифоны, сфинксы), животные и птицы, женские и мужские головки, всадник перед статуей и жертвенником. Некоторые интальи позднеантичного времени (III—IV вв.) представляют христианскую тематику (например, мужчина, раздирающий на груди одежду, перед ним — крест).
В эллинистическо-римское время в Северном Причерноморье стали популярны восточные культы, особенно малоазийские, египетские (некоторые, нужно заметить, проникли сюда раньше: так, малоазийская Кибела появилась еще в VI в. до н. э.). Изображения восточных божеств встречаются на произведениях глиптики из Феодосии.
На одном из них восседающий на троне Серапис, рядом с ним Изида и Гор, у ножек трона — Кербер и орел (Изида и ее сын Гор — древнеегипетские боги; культ Сераписа был введен основателем династии Птолемеев в Египте, в нем соединились черты египетских богов Осириса, Аписа и греческих — Аида, Посейдона, Зевса, Аполлона; Кербер — пёс—страж аида; орел — священное животное Зевса-Юпитера). На двух «греко-египетских» магических амулетах III в. н. э. (яшма и сердолик) изображено удивительное божество с головой льва в венце лучей и туловищем змеи; здесь же магическая надпись. Это божество — Хнубис.
Довольно многочисленные изображения этого солнечного бога на амулетах из Северного Причерноморья связывают с проникновением в регион культов богов гностицизма — религиозно-философского учения, соединявшего христианские догматы с греческой философией и восточными религиями. В гностических сектах много внимания уделялось магии и астрологии.
В опубликованной коллекции феодосийских гемм Т. Кибальчича (в основном эти вещи хранятся в ГЭ и ГИМ) несколько камей римского времени. Здесь женское и мужское погрудные изображения, голова юноши, голова медузы Горгоны, сценка «Амур и Психея». (Амура-Эрота мифы связали с прекрасной Психеей, олицетворявшей человеческую душу, дыхание и изображавшейся обычно бабочкой или птицей, рядом с ним — девушкой, иногда с крыльями, как и ее возлюбленный.
Апулей в «Метаморфозах» объединил различные мифы об Амуре и Психее и рассказал красивую сказку о любви и человеческой душе. Психея представлена в ней царской дочерью, «… красоты чудной, такой неописанной, что и слов-то в человеческом языке, достаточных для описания и прославления ее, не найти». Люди стали почитать ее как Афродиту-Венеру, что несказанно разгневало богиню, она призвала на помощь своего сына, «дерзкого мальчика», «от природной испорченности необузданного», чтобы тот внушил красавице пламенную любовь к «последнему из смертных», к «такому убожеству, что во всем мире не нашлось бы более жалкого».
И что же? Амур и Психея страстно полюбили друг друга, прошли тяжелые испытания, долгую разлуку. Зевс-Юпитер позволил им вступить в брак, успокоил Афродиту-Венеру, а Психею сделал бессмертной.) Есть также геммь с христианской символикой.
Геммы из Феодосии и ее округи могли быть изделиями как средиземноморских, так и северопонтийских мастеров (вспомним, что яшма и сердолик встречаются на пляжах близ Феодосии). Некоторые являют собою образцы высокого искусства.