Конечно, в I в. н. э. Боспор, как и весь античный мир, еще не был готов к восприятию духовного учения, отличного от привычного язычества. Почва для перехода к монотеизму в христианском варианте подготавливалась долго, важную роль в этом суждено было сыграть культу Бога высочайшего, некоторым восточным верованиям, мистическим течениям (вроде гностицизма), сказалось проникновение новых веяний из Рима через его малоазийские владения. Самые ранние христианские символы (на геммах) датируются в Феодосии III—IV вв.
Упомянутая надпись со списком имен (КБН. 947) убеждает в том, что значительным в Феодосии было эллинское или эллинизованное население. Причем имена здесь такие же, какие фигурируют в надписях этого времени из других боспорских городов. Вообще в связи с Боспором исследователи говорят об особом, отличном от чисто эллинского, населении, возникшем в результате многовекового смешения греков с варварами. Отсюда слово «боспорцы», известное в римское время и употребляемое по отношению ко всему населению государства.
В то же время в Феодосии есть памятники явно варварские. Примечателен в этом отношение известняковый рельеф с двумя схематично выполненными человеческими фигурами, о котором речь впереди. На втором месте после греческих имен, фигурирующих в ономастике Феодосии первых веков н. э., стоят имена иранские (около 9%), носителями которых в основном были сарматы и скифы (38). Пополнялось население города и выходцами из отдаленных краев. Если некрополь у Фронтового сохранил надгробные стелы с именами, свидетельствующими о малоазийском происхождении похороненных там людей, то, конечно же, и в самой Феодосии оседали переселенцы из Малой Азии. Оттуда на Боспор ехали и греки, и представители племенного мира. В феодосийских надписях встречаются римские имена, которые, правда, не всегда свидетельствуют об этносе их носителей, так как были в ходу не только у римлян. В городе проживало и какое-то количество иудеев.
Во II—III вв. на Боспоре появились аланы, занявшие господствующее положение среди других сарматов и давшие им свое наименование. Их присутствие в Феодосии засвидетельствовано сообщением Анонима: «Ныне же Феодосия на аланском языке или таврском наречии называется Ардабда, то есть Семибожный». В городских слоях II—III вв. прослеживаются следы пожарищ (раскопки 1949—1952 гг.), которые связывают либо с аланами, либо с готами.
С этого времени в Феодосии появилось довольно много представителей нового этноса в дальнейшем их численность только возрастала) — это они переименовали ее, сохранив, однако, в имени слово «божество» (культ семи богов был характерен для религии скифо-сарматских племен вообще, алан — в частности и в особенности). Селились пришельцы и по соседству с городом. Концом I — началом II в. датирует Е. Катюшин захоронения в склепе, открытом в 1976 г. недалеко от с. Льговское (северо-западнее г. Старый Крым), и говорит о возможном проникновении алан в Крым уже в столь раннее время; к IV — V вв. Т. Высотская и Е. Черепанова отнесли комплекс золотых полихромных украшений из разрушенного в 1957 г. кургана на горе Клементьева (Узун-Сырт) и также связали его с передвижениями сармато-аланских племен, но в более позднее время и под давлением гуннов (39).
С 30-х гг. III в. Боспор начинают беспокоить готы и другие варварские племена. Многие города и селения погибли в пожарах, далеко не все были восстановлены (есть мнение, что ряд населенных пунктов был разрушен в середине — второй половине III в. в результате мощного землетрясения).
Риму уже не достает сил помогать далекому Северному Понту. Между тем в 50—70-х гг. III в. пришельцы совершают морские грабительские походы на Малую Азию, Кавказ и Балканы, опираясь на Боспор как на организационную базу и используя его флот. Из сильно пострадавших восточных районов государства часть населения бежала в Крым — тогда в Феодосии оказалось много переселенцев из Танаиса и Горгиппии. На то указывает феодосийская надпись со списком имен (КБН. 947). Такие же имена известны именно в этих, разрушенных в середине III в., городах, причем некоторые есть только в Феодосии и Танаисе или только в Феодосии и Горгиппии (40). Лишь на короткое время положение в государстве стабилизировалось после разгрома в 275 г. готов в Малой Азии. Несколько упрочилось положение боспорской династии, после перерыва возродилась царская чеканка монет.
Заметные изменения произошли в III—IV вв. во всех сферах жизни боспорского общества. Натурализация хозяйства, разрушения и замирание жизни в одних городах, рустификация и обеднение других городских центров, упадок строительства, ремонт и возведение оборонительных стен, валов и крепостей, ухудшение благосостояния населения и сокращение его культурных потребностей; упадок некоторых отраслей производства, упрощение и огрубление отдельных видов ремесленных изделий, сокращение внутренней и внешней торговли, застой в мореплавании, кризис монетного дела, дальнейшая варваризация культуры; внутренние смуты — борьба за престол, появление на нем узурпаторов, противоречия внутри господствующих слоев и недовольство рядового населения — таковы процессы, протекавшие в государстве накануне гуннского нашествия в конце IV в