Нельзя ли в очень осторожной форме предположить, что точно такая же должность, но для Феодосии и ее округи возникла уже в годы правления Аспург? Западные рубежи царства не могли не волновать царя: ему пришлось воевать с ближайшими соседями Феодосии — скифами и таврами. Не исключено, что и сами феодосийцы доставляли немало хлопот: вспомним о Кутлакской крепости выстроенной при Асандре в середине I в. до н. э.
По наблюдениям С. Ланцова, она просуществовала лет 50 — 70 и была целенаправленно покинута гарнизоном в первые десятилетия I в. н. э., возможно, по решению Аспурга — как, одна из карательных мер, предпринятых царем для ослабления сепаратистских устремлений Феодосии, поддерживавшей связи с крепостью, гарнизон которой мог формироваться в Феодосии и оттуда же снабжаться (21). Тогда-то, можнс думать, и появился в городе царский наместник, чтобы контролировать ситуацию в округе, в самом городе и на государственной границе.
С именем Аспурга связано немало новшеств в жизни государства, в том числе в структуре аппарата управления. Без городской экономики — ремесла, торговли — нечего было и думать о возрождении царства. Контроль за городами стал важнейшей частью внутренней политики царей. Особенно выделялись крупные города — Пантикапей, Фанагория, Горгиппия, Феодосия. К ним по важности примыкал Танаис, находившийся, как Горгиппия и Феодосия, на границе (но только северо-восточной), вблизи от варваров.
Все эти города управлялись особыми царскими чиновниками. Именно Асандр ввёл много новых должностей, в том числе наместников областей, городов. Так что нет ничего невозможного в том, что и должность наместника Феодосии появилась при нём, а не позже.
Нельзя не согласиться с В. Астаховым, что Горгиппия, Танаис и Феодосия нуждались в дополнительном контроле и помощи со стороны центра, вот почему в этих городах были особые чиновники (в Горгиппии и Феодосии — наместники царя, в Танаисе — пресбевт), каких не было в Пантикапее, Фанагории, Гермонассе (22).
Помимо наместника в Феодосии, судя по ситуации в других городах, были и иные представители центра. В обязанности царских чиновников входили разного рода дела общегосударственного значения — сбор налогов, поземельной подати, пошлин, контроль за соблюдением законов на местах, проведение в жизнь царских постановлений, организация строительства важных объектов.
В Горгиппии и других городах известны военные должности. Наверное, были они и в Феодосии, пограничном городе. В Боспорском бюрократическом аппарате важную роль играли отдельные знатные роды, их представители на протяжении длительного времени назначались царями на высшие должности. Из-за скудости письменных источников нам ничего не известно о деятельности полисных органов власти в Феодосии, но здесь на помощь могут прийти материалы из других боспорских городов — Пантикапея, Фанагории, Горгиппии; они свидетельствую о наличии городских советов (буле), народных собраний, полисных магистратур.
Местные власти занимались внутренними делами города и его хоры, по своей значимости они и в сравнение не шли с царскими чиновниками, под бдительным оком которых постоянно находились.
Сельское хозяйство занимало ведущее место в экономике всего Боспора, включая города. Зерновое производство вновь доминирует над остальным, особенно много хлеба поступает из азиатского Боспора и Нижнего Подонья. Его хранят в зерновых ямах, целые комплексы которых встречаются в сельских поселениях и городах (только в трех ямах Киммерика могло храниться почти 230 куб. м зерна).
Обильны находки орудий сельскохозяйственного производства (порой усовершенствованных по сравнению с прежними), зерен культурных растений, остатков зерно перерабатывающих производств. Боспоряне обеспечивали хлебом не только себя, но также города и римские войска в Малой Азии. Богато представлены в археологических слоях кости домашних животных, помещения для содержания скота. Выросло количество крупного рогатого скота.
Тревожная внешняя обстановка сказалась на локализации и облике сельских поселений. Уменьшилась их численность, по большей части они располагались на возвышенностях, были укреплены. (В интересах обороны цари строили на своих землях поселки-крепости. Мужское население их занималось сельским хозяйством и несло военную службу.) Жители боспорских поселений были разной этнической принадлежности, свободными и пелатами; они могли обрабатывать участки крупных земельных собственников или городские и общинные земли. Другим типом сельских поселений были укрепленные усадьбы, иногда располагавшиеся по соседству с поселками. Продолжался рост крупного землевладения (царского, храмового, частного) за счет мелкого.