Масленников, опираясь на результаты изучения карт и аэрофотосъемок, а также сравнительно недавно проведенных разведок на местности, рискнул заявить, что существование Акмонайского вала можно считать бесспорным. Он полагает, что укрепления начинались у Сиваша, и ссылается на плохо сохранившиеся остатки вала (ширина 11м, высота — 1 — 1,2 м) и к западу от него расположенного рва (ширина около 12 м, глубина — 1,6 — 1,8 м), приблизительно в 5,5 км от Арабатской крепости. Они тянутся в юго-восточном направлении на 1 — 1,5 км.

Вблизи вала обнаружены фрагменты красноглиняных амфор и кремневый отщеп. Южнее Фронтового участок вала прослежен в длину до 300 м при ширине около 5—6 м, высоте 1,5—2 м. Здесь же небольшой холм, возможно, скрывающий остатки башни. От Фронтового вал поворачивал к Феодосии — другое, более соответствующее тексту Геродота направление этой оборонительной линии, по мнению автора, провести невозможно. Масленников считает, что укрепления на Акмонае могли иметь протяженность до 25 км. В таком случае защищалась Феодосия, а населению, жившему, в ее округе, за пределами линии укреплений, приходилось уповать на природное преграды и собственные силы.


На схеме обозначены. Схема расположения древних земляных укреплений на Керченском полуострове: 1) существующие валы и рвы; 2) не сохранившиеся или почти исчезнувшие укрепления. I — Акмонайский вал; II — Узунларский вал; III — Тиритакский вал; IV — Акташский вал; V — вал «Безкровного»; VI — Кояшский вал. Реконструкция А. Масленникова

Царь стремился защитить и другие границы своих владений, для чего выстроил ряд укреплений на азиатской и европейской сторонах Боспора. Стена на Акмонае показалась недостаточно надежной: обитавшие на западных рубежах государства варвары проявляли агрессивность. Угрозу мореплавателям представляли пираты. За отдаленным Херсонесом нужен был присмотр (херсонесцы только и ждали удобного момента, чтобы избавиться от боспорского контроля). Так что крепость где-нибудь на побереежье Южного Крыма оказалась бы кстати. И Асандр строит форт в 60 км юго-западнее Феодосии, у Кутлакской бухты (неподалеку от пос. Новый Свет).

Исследующий этот памятник С. Ланцов считает, что в крепости размещался гарнизон, формировавшийся из наемников-ваоваров некрымского происхождения возможно, фракийцев) или варваров из окрестностей Феодосии; подразделение включало около ста человек. Форт возник в середине I в. до н. э. и просуществовал лет 50—70. Ланцов склонен виудеть в нем тот самый Афинеон, который был упомянут в периллах Арриана и Анонима как гавань в около 200 стадиев (примерно 32—42 км) от Феодосии по пути к Херсонесу [15].

После смерти Асандра начинается чехарда на престоле [16]. Незадолго перед кончиной царь, видимо, повинуясь Риму, объявил жену своей соправительницей и возвёл в ранг «великой царицы». С 17 г. Динамия правит единолично, но недолго. Некий Скрибоний (то ли авантюрист, то ли римский ставленник) выдает себя за внука Митридата VI и, заявив, что он получил боспорский трон от Августа, появляется на Боспоре, женится на вдовствующей Динамии и формально правит вместте с ней.

Фактически же власть находится в ее руках, ибо боспоряне не признали самозванца, а возглавивший Римскую империю Август и его ближайший помощник Агриппа были им крайне недовольны. В Динамии же видели свою опору, и она отвечала им взаимностью: в надписях называла себя «другом римлян», видимо, переименовала две столицы царства — Пантикапей и Фанагорию — в Кесарию и Агриппию.

Римляне направляют на Боспор понтийского правителя Полемона I, чтобы расправиться со Скрибонием и объединить Понт и Боспор под властью преданного им правителя. Тот прибывает на Боспор в 14 г. и узнает, что Скрибония убили боспоряне. По решению Августа Динамия, законная наследница престола, выходит замуж за Полемона. Брак оказался неудачным и недолгим. В 12 г. Полемон женится на Пифодориде, внучке известного государственного деятеля Рима Марка Антония, и правит уже с ней. Динамия отбывает в восточную часть царства и возглавляет оппозицию против Полемона. Полемон погиб в борьбе с обитавшими там аспургианами. Некоторые исследователи полагают, что Динамия правила единолично во второй раз в 9/8 г. до н. э. — 8 г. н. э. Ей наследовал Аспург, которого обычно считают сыном Асандра и Динамии, но точно это неизвестно.