Из феодосийской гавани в Афины шел не только хлеб, но и другие товары. Предметы же аттического производства часто встречаются при раскопках Феодосии и близких к ней поселений. Это, в первую очередь, изделия из глины — краснофигурные вазы с рисунками, иллюстрирующими мифы, связанные с Северным Причерноморьем. Такая посуда изготовлялась специально для понтийских рынков, с учетом вкусов местного, как греческого, так и варварского, населения. В Феодосии немало фрагментов ваз беглого стиля, особой популярностью пользовались пелики — двуручные вазы с несколько вытянутым туловом. Есть и аттические терракотовые статуэтки, предметы ювелирного ремесла. Начиная с III в. роль Афин во внешнеторговом обороте Боспора, включая Феодосию, неуклонно снижается, а первенство переходит к южнопонтийским центрам.

Гераклея, Синопа поставляли вино, оливковое масло, кровельную черепицу. О том свидетельствует множество обломков керамических изделий, особенно клейменой тары.

Торговые связи Боспора с городами южного побережья Понта были непрерывными на протяжении длительного времени — с IV в. до н. э. до середины III в. н. э. Но если в конце IV — III в. до н. э. южнопонтийский импорт был велик (хотя и не доминировал над ввозом из средиземноморских центров), то с конца III в. до н. э. он стал п реобладающим [42].

Связи Феодосии с Южным Причерноморьем были давними и после присоединения ее к Боспору, кажется, продолжали носить самостоятельный характер. Гераклея не достигла своих целей в борьбе с боспорскими царями, но не отказалась от собственных интересов в Крыму, более того, расширила торговые операции на Боспоре. Как уже говорилось, с начала IV в. гераклейские амфоры в Феодосии и ее округе значительно преобладают над иной импортной тарой. Что до Синопы, то ее керамических клейм в Феодосии для середины IV (с этого времени они появляются) — II в. до н. э. около 200, в сельских поселениях — около 250 [43].

Наиболее интенсивными связи с Синопой были в последней трети IV — первой четверти III в. (тогда синопский импорт превалировал над ввозом из других греческих центров), они ослабли в конце III—II в. Синопские купцы поставляли не только масло и вино, но и черепицу, архитектурную терракоту.

Феодосия продолжала торговать с центрами Эгейского бассейна. Хорошо известны ее связи с Хиосом, Фасосом, Родосом, Косом, Книдом. Оттуда везли в основном вино. Это ясно по характеру обнаруженной на городище и сельских поселениях керамической тары, зачастую клейменой. Мы уже знаем о переправке 80 сосудов косского вина из Пантикапея в Феодосию. Среди названных центров особенно выделяются Фасос для IV в. и Родос для периода эллинизма. Число родосских керамических клейм III — II вв. в Феодосии достаточно велико — их более 130, при этом основная масса приходится на конец III — первую половину II в. Поступали амфоры сюда целыми партиями (о том свидетельствует частая повторяемость одних и тех же имен в клеймах) [44].

Жители Феодосии и ее округи пользовались товарами и из многих других центров — балканских, малоазийских, островных, понтийских.

Амфорные клейма засвидетельствовали торговые связи с городами Восточного и Северного Причерноморья. Уже говорилось о находках в Херсонесе феодосийских монет разных выпусков, в том числе последних. Медь с головой Афины, горитом и палицей встречается в Ольвии и на о. Левке (ныне Змеиный), в Тиритаке, Китее [45]. Несколько сот монет разных центров и разного времени обнаружено на Карантине А. Бертье-Делагардом по случаю, а не в ходе археологических раскопок. Среди них только пантикапейских около сотни, есть монеты Фанагории, Ольвии, Гераклеи, Синопы, Амиса и других городов [46]. Все это — свидетельство развитых коммерческих связей, роли феодосийского порта в торговых операциях Боспора, Причерноморья и собственно Эллады.

Необычайный интерес для наших целей представляют довольно многочисленные для Феодосии надписи торговцев на глиняных изделиях, особенно амфорах [47]. Основная их масса приходится на IV—III вв., т. е. на время наиболее интенсивной экономической жизни города. Здесь цифровые обозначения с указанием объема сосуда, цена сосуда или его содержимого, названия товаров. Редкая для Северного Причерноморья расписная амфора второй четверти IV — первой четверти III в. из феодосийского некрополя (в вазах такого типа видят подражание кипрским изделиям или работу мастеров из Александрии Египетской) снабжена метками с указанием объема сосуда (2 хуста и 4,5 котилы, или около 3 л) и, возможно, цены.

Итак, на протяжении IV—II вв. в обмен на зерно и другие продукты сельского хозяйства, промыслов через феодосийский порт на Боспор поступали больше партии вина (включая высококачественные вина, славившиеся в древнем мире, например, хиосские), оливкового масла, ремесленных изделий. Немалая часть товаров оседала в Феодосии и попадала в соседние поселки. С некоторыми эллинскими центрами коммерческие связи Феодосии были самостоятельными. В разные периоды роль тех или иных торговых контрагентов менялась в зависимости от разных причин, например, их торговых возможностей или характера взаимоотношений с боспорскими властями. В IV в. на феодосийском рынке преобладали товары из Аттики, Гераклеи, Фасоса. В III — II вв. они не исчезли, но большую роль стали играть предметы ввоза из Синопы, Родоса. К концу II в. изменились условия коммерции, импорт резко сократился и более никогда не достигал прежних размеров.