Серединой IV в. датируется второй строительный период помещения Б, открытого Б. Петерсом. Земляной пол этого времени перекрывал завал постройки первого строительного периода. Сырцовые стены были возведены на месте более ранних известняковых, что вкупе с другими архитектурными деталями, а также керамическими находками, позволяет предположительно считать владельцев дома людьми среднего достатка.

Сохранились остатки большой печи из крупных известняковых плит, с глиняной обмазкой внутри, куски черепицы, амфор, с наружной стороны дома — каменные вымостки и части водостока. На штукатурке с внутренней стороны стен прослеживаются следы побелки. С запада к помещению Б примыкала другая постройка — помещение А. На площади около 18 кв. м несколько земляных полов. Открыты стены двух строительных периодов. Двухпанцирные стены помещения второго периода сложены из колотых известняковых камней на глине. В одном месте под каменным полом сохранились остатки кладок из глиняных сырцовых кирпичей. Раскопки этих двух соседних помещений (А и Б) принесли материалы в основном IV — III вв., но есть немного вещей и более позднего времени — II и даже I вв. до н. э. Эти находки свидетельствуют о длительности жизни построек.

Собранные на Карантине А. Бертье-Делагардом архитектурные детали позволяют с достаточной степенью уверенности говорить, что в Феодосии эллинистического времени (для более раннего пока нет свидетельств) существовали ордерные постройки (ордер — строгий порядок размещения элементов в архитектурной композиции, согласно которому сочетаются друг с другом три главные части постройки: основание, колонны, перекрытие. В древней Греции было три основных ордера — дорический, ионический, коринфский). Выполненные из известняка, эти детали представляют продукцию местных каменотесных мастерских, работавших с учетом принятых в то время основных стилистических тенденций в развитии ордерных форм.

Капитель и пара барабанов колонн ионического ордера, фрагмент фриза дорического ордера — немногочисленные, но важные свидетельства того, что в храмах, общественных сооружениях городского назначения, не исключено, что и в некоторых жилых домах Феодосии, использовались два основных ордера (ионический и дорический) и, судя по аналогиям с другими северопонтийскими центрами, могли быть представлены две стилистические школы — малоазийская и аттическая (глубоко признательна А. В. Буйских за информацию и ценную консультацию по вопросам датировки и стилистических особенностей дошедших до нас во фрагментированном состоянии и в отрыве от археологического контекста архитектурных деталей из Феодосии, волею судеб оказавшихся в Одесском археологическом музее и до сих пор не изученных и фактически не опубликованных, если не считать фотографии капители и барабана колонны ионического ордера в книге Э. Штерна «Феодосия и ее керамика» (Одесса, 1906. — Табл. 10. 4, 5).

Богатый трудовой опыт строителей понадобился при обширных работах по ремонту и перестройке порта, а также, возможно, оборонительных стен.

IV — III вв. датируется большинство феодосийских курганов на Тепе-Оба. Насыпи из земли и глины, сохранившиеся обычно на высоту немногим более метра, как правило, сооружались над погребениями, устроенными в земляных могилах. Но кое-где прослеживаются остатки каменных сооружений. Раскопки 1856 г. выявили квадратную гробницу (с бронзовой урной), сложенную из бутовых камней, и склеп (с деревянным саркофагом, имевшим двускатную крышку) из тесаных известняковых камней. По форме последний очень напоминает саркофаг: стены прямоугольные, крышка в два ската из соединенных в лапу восьми камней; входа склеп не имел, но с боков закрывался квадратными плитами, которые отодвигались для совершения погребения.

А в 1973 г. под курганной насыпью в яме, частично выдолбленной в материковой скале, обнаружен сложенный из шести прямоугольных отесанных плит известняка ящик (высота — 90—95 см, длина — 132 см, ширина — 120 см), внутри которого помещалась урна с прахом. Над могилами водружали надгробные стелы из известняка, иногда из мрамора. Разные по характеру и использованию каменные кладки вскрыты на тер-эитории некрополя раскопками 1982 г.

Археологические работы на территории сельской округи Феодосии принесли остатки жилых и хозяйственных помещений, оборонительных стен, а порой просто развалы камней, также дающие представление об уровне развития каменотесно-строительного дела местных мастеров.

Цоколи зданий возводили из грубо обработанных или дикарных камней известняка, стены — из сырцовых кирпичей. Эту традицию местное население восприняло у греков. В домах сохранились глинобитные площадки для обмолота зерна, очаги, разной формы хозяйственные и зерновые ямы. Заботились о водоснабжении, для чего сооружали колодцы, каналы (вспомним частично вырубленный в скале канал у с. Айвазовское), об отводе дождевых и сточных вод канавы на поселении у Новопокровки).