Обнаруженные на Карантине терракоты и фрагменты сосудов с процарапанными на них именами божеств являлись, по мнению Э. Штерна, приношениями в храм жителей города и его округи [58]. Раз найдены приношения богам, значит, где-то поблизости находились и жилища богов — храмы. Впрочем, дары могли приносить также к алтарям (без храма) или в домашние святилища.

Надо полагать, расширилась территория города. За его пределами располагался некрополь — курганный могильник на северном склоне и вершине Тепе-Оба с захоронениями V—III вв. до н. э.

В строительстве использовалась местная глина. Из нее делали кирпичи, черепицу, архитектурные украшения. Но особенно много глины шло на изготовление посуды, тары для хранения и транспортировки жидких и сыпучих продуктов. Выделить из всей массы керамики, найденной в Феодосии и сельских поселениях, изделия местного производства нелегко. В основном это была, по всей видимости, простая кухонная и столовая посуда. В то же время определяются центры производства значительной части привозной керамики — расписных сосудов и тары. Из глины делали также рыболовные и ткацкие грузила, пряслица, светильники, статуэтки.

Интересующим нас временем датируется довольно много терракот из Феодосии. По большей части они, как и посуда, привозные. Были и другие производства: прядильно-ткацкое, кожевенное, косторезное. Мастерские ремесленников представляли собой частные предприятия, в которых использовался труд свободных и рабов.

Продукция сельского хозяйства и ремесел обеспечивала потребности внутреннего и внешнего рынка. Внешнеторговые связи, преимущественно морские, играли важную роль в экономике Феодосийского государства. Торговыми контрагентами выступали города Балканской Греции, Ионии, Эгейских островов, Причерноморья. К V в. греческое мореплавание достигло больших успехов. Практиковалось не только каботажное плавание кораблей, уже во времена Геродота были известны краткие пути через Понт, и греки плавали в открытом море на трассах большой протяженности.

Роль Афин в коммерческих предприятиях была исключительной. Порт Феодосии — ближний на пути афинских и других греческих кораблей к Керченскому проливу. Со второй половины V в., т. е. после окончания Греко-персидских войн, торговые отношения Аттики с Феодосией стали более оживленными, а к концу столетия особенно интенсивными. бизнес идеи википедия и идеи бизнеса с минимальным капиталом

Это подтверждается самым большим числом аттических ваз и терракот среди находок конца V — начала IV в. на Карантине. Среди граффити на черепках ваз Э. Штерн выделил посвящения богам, надписи владельцев сосудов и торговцев (буквы, цифры, условные знаки) и датировал их в основном концом V — началом IV в. Исследователь связывал такую активность Афин с черноморской политикой главы государства Перикла (а затем Алкивиада), смысл которой в том, чтобы превратить северо-понтийские города в главных поставщиков хлеба [59].

Действительно, готовясь к войне со Спартой, афиняне укрепляли свои экономические и политические позиции в Понте, а в годы Пелопоннесской войны (431—404), полагают, заперли Черноморские проливы, оберегая их от спартанцев и их союзников. Влиянием Афин объясняется и изображение богини Афины в шлеме на феодосийских монетах рубежа V—IV вв. Совершенно очевидно, что независимая Феодосия играла важную роль в понтийской политике этого греческого государства.

Из сообщения Плутарха (Перикл. 20) известно, что Перикл «с большой эскадрой, блестяще снаряженной», прибыл в Понт и «сделал для эллинских городов все, что им было нужно, и отнесся к ним дружелюбно; а окрестным варварским народам, их царям и князьям он показал великую мощь, неустрашимость, смелость афинян, которые плывут, куда хотят, и все море держат в своей власти».

Посетили Синопу и, видимо, некоторые другие южнопонтийские города. Исследователи склонны считать, что афиняне, будучи весьма заинтересованными в поставках хлеба из Северного Понта и вербовке новых союзников, побывали и в этой части моря. Вполне вероятно, что эскадра зашла в Нимфей, Ольвию, не исключено, что также и в Феодосию, богатую хлебом и сохранившую независимость от Боспорского государства, внушавшего афинянам некоторые опасения.

Понтийскую экспедицию Перикла принято датировать в пределах 438—436 гг. Можно предположить, что тогда же Феодосия — самостоятельное государство, у которого были хорошо налаженные связи с Афинами, — стала членом I Афинского морского союза, созданного еще в 478 г. для борьбы с персами и не имевшего срока действия. Если это так, то Феодосия не избежала участи других союзников и платила налог в союзную казну. Афиняне содействовали расширению торговых отношений своих союзников с Феодосией.