Вслед за Веребрюсовым (в 1878 г. сменившим Люценко на посту директора Керченского музея) его возглавили гимназические преподаватели О. Ретовский и Л. Колли. В феодосийской прогимназии (в 1883 г. преобразованной в гимназию) было много людей просвещенных, краеведов. Художник К. Богаевский рассказывал о жизни гимназии в 80 — начале 90-х гг.: «Учителя французского и немецкого языков были любителями и собирателями древностей. Мы, школьники, приносили им старинные монеты, которые находили в античной почве этого города» [46]. К числу таких учителей принадлежали Ретовский и Колли, чьи труды (особенно в области средневековой истории Феодосии) регулярно публиковались в «Записках ООИД», «Известиях ТУАК» и многообразная деятельность которых отражена в архивных материалах, в частности тех, что хранятся в ФКМ [47].
Отто Фердинандович Ретовский (1849—1925) родом из немецкого города Данцига, по специальности зоолог. В 1872 г. эмигрировал в Россию и с 1875 г. преподавал немецкий язык в прогимназиях Феодосии. К исполнению обязанностей заведующего музеем приступил в 1878 г. (совмещая их с преподавательской деятельностью) и на протяжении 22 лет неустанно работал над пополнением его коллекций, заботился об увеличении денежных средств в пользу музея, о состоянии памятников старины, поддерживал связи с ООИД и ТУАК, многими учеными. Его научные интересы были, в первую очередь, связаны с нумизматикой, а также с эпиграфикой средневекового Крыма; он — автор около двух десятков работ, участник X Археологического съезда, проходившего в Риге з 1896 г. В научном мире слыл коллекционером. Познания Ретовского в области нумизматики высоко оценили специалисты: в 1900 г. он был переведен з Санкт-Петербург и до 1924 г. трудился в Эрмитаже.
Людвик Петрович Колли сыграл выдающуюся роль в истории музея. Он родился в швейцарском городе Фрайбурге в 1849 г. Получил философское и юридическое образование. Работал гувернером в родном городе, затем преподавал французский язык в Риге, оаботал гувернером в Подольской губернии и вновь преподавал французский Б Одессе. С 1879 г. его судьба оказалась раз и навсегда связанной с Феодосией. Здесь Колли становится преподавателем французского языка в мужской и женской прогимназиях. Цікаві кіно картини та безкоштовні фільми онлайн гарної якості ви зможете у нас — приємного перегляду!
Россия стала для него второй родиной, а городок на окраине империи превратился в родной и горячо любимый дом. Здесь он прожил почти сорок лет, зерой и правдой служа новому отечеству, оадуясь его успехам и переживая его горести. Три десятка лет отдал педагогической деятельности, ушел в отставку по болезни в 1906 г., дослужившись до гражданского чина статского советника и за-оаботав четыре ордена и три медали. Людвик Петрович увлекался историческим прошлым Крыма, путешествиями, читал учащимся лекции по истории Феодосии. Слыл знатоком русской литературы, любил стихи Т. Шезченко, на досуге занимался живописью. Узы дружбы связывали его с И. Айвазовским. По воспоминаниям А. Маркевича, они подолгу беседовали об искусстве, Колли был свидетелем создания многих, картин художника-мариниста. Была у них еще одна общая страсть — любовь к Феодосийскому музею древностей.
Имя Колли приобрело известность в научном мире: в 1901 г. он избирается членом-корреспондентом, а вскоре и действительным членом ООИД, а также действительным членом ТУАК. Еще в бытность преподавателем гимназии, он по предложению Одесского Общества заменил Ретовского на посту заведующего Феодосийским музеем. В июне 1900 г. состоялась передача музейной коллекции Колли. С этого времени он посвящает свою жизнь музею, охране памятников истории и культуры, научным занятиям.
Особой заботой нового заведующего стала коллекция музея, которую он содержал в полном порядке и постоянно пополнял. Стесненный в денежных средствах, обращал небольшую плату за свои статьи на ее приращение, покупал древности у частных лиц, составлял коллекционные описи. Им опубликовано несколько указателей, содержавших историю музея и описание его памятников. В указателе за 1912 г. он учел около 2,5 тысяч вещей (включая монеты — их 1990). Колли неоднократно выступал на заседаниях ТУАК в Симферополе, публиковал статьи по различным вопросам истории и культуры античного и средневекового Крыма. Именно он отнес остатки древнего мола со сваями, обнаруженные Бертье-Делагардом, к древнегреческому времени. В 1905 г. Людвик Петрович сам руководил подводными раскопками: под его началом водолазы извлекли со дна моря античные амфоры. 3 1903 г. по поручению ТУАК он отбавляется в Старый Крым, чтобы обследовать местные исторические памятники. В отчете о поездке сокрушается по поводу их плачевного состояния.
Колли ратовал за издание закона о борьбе с хищническими раскопками в России вообще и в Крыму в частности. Он гневно осуждал практику уничтожения памятников старины: «В Феодосии в течение минувшего XIX столетия… уничтожено огромное число древних построек. Из них некоторые, помимо их исторического значения, могли бы и теперь служить украшением города, придавая ему характерный, живописный вид» [48]. При самом активном участии Людвика Петровича в городе и соседних с ним местах сеставрировались мечети, древние стены и башни. Его заботило плохое состояние здания музея. Он ратовал за установление памятника «гордости Тавриды» академику П. Палласу. Недоумевал по поводу того, что прах П. Котляревского не перенесен в специально для того построенную часовню. Исправлял неточности, допущенные в обзоре жизни и творчества И. Айвазовского, сделанном его коллегой на заседании ТУАК. Иными словами, интересы этого человека были многообразны, а душа открыта для добрых дел. Поражает обилие писем, которые получал Колли от разных организаций, друзей, коллег. И везде просьбы, благодарности, заверения в уважении и почтении.