• НА ИИМК. Ф. 9. Оп. 1. Д. 20. Л. 7 об.-8.

  • Кене Б. В. Описание музеума… Ч. 1. С. 271, сн. 1.

  • Подробнее см.: Мельников О. Н. Монеты античной Феодосии // МАИЭТ. 2000. Т. 7. С. 208-218.

  • Мурзакевич Н. Н. [Рецензия на кн.:] Описание музея князя Василия Викторовича Кочубея… // ЗООР1Д. 1863. Т. 5. 976.

  • Путь искусства дояог, а жизнь человека коротка! Ошибаться — свойственно человеку! (лат.).

  • Мурзакевич Н. Н. О некоторых малоизвестных монетах//ЗООИД. 1867. X 6. С. 474-475. Примеч.

  • ГАОО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 3. Л. 67.

  • ГАОО.Ф.93.Оп. 1. Д.46.Л. 15-16об.

  • ГАОО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 46. Л. 17-18 об.

  • ГАОО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 46. Л. 19-20.

  • ГАОО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 46. Л. 21-22 об.

  • ГАОО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 46. Л. 32-33 об.

  • ГАОО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 3. Л. 74.

  • ГАОО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 46. Л. 33-33 об.

  • ГАОО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 46. Л. 21-21 об.

  • ГАОО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 46. Л. 21 об.

  • ГАОО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 46. Л. 32.

  • ГАОО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 46. Л. 22.

  • В «Указателе Феодосийского музея древностей» (Феодосия, 1Й69. С. 9. № 28) эта терракота описана как «Глиняная статуйка, изображающая эллинскую актрису, держащую в руке маску».

  • В «Указателе Феодосийского музея древностей» (Феодосия, 1869. С. 9. № 2/) эта терракота описана как «Глиняная статуйка, изображающая эллинку, играющую на лире».

  • ГАОО. Ф. 93. Ол. 1. Д. 46. Л. 32 об.

  • ГАОО. Ф. 93. Он. 1. Д. 46. Л. 32 об.

  • ГАОО. Ф. 93. Он. 1. Д. 46. Л. 32 об.

  • В «Указателе Феодосийского музея древностей» (Феодосия, 1869. С. 8. № 19) она описана как «шея разбитой амфоры с клеймом гончарною мастера „Молосса Бвгитиона» в две строки». По В. И. Кацу, клеймо вошло в 1О5РГ., III, 980, с чем, однако, не согласна П. Л. Павлпчепко. Аналогичные клейма см. ЮЗРЬ, III, 978-979 (Пантикапсй, Эрмитаж (РАО)); 981 (Фанагория 1937/28] 0 ГосудареI пенный музей изобразительных искусств им. Л. С. Пушкина); 982 (Керченский государственный историко-культурный заповедник, X1″ ККК 2916).

  • Монахов С. Ю. 1) Греческие амфоры в Причерноморье. Комплексы керамической тары VII-!! веков до н.э. Саратов, 1999. С. 292-295, 301-302 (клейма этго эпонима конца II МХГ представлены в кургане № 6 у с. Любимовка; кургане № 16 Ливенцовского могильника и кургане у с. Краснофлотское); 2) Греческий амфоры в Причерноморье. Типология амфор ведущих центров экспортеров товаров в керамической таре. Кач алог-опредслитель. Москва; Саратов, 2003. С. 125.

  • См. также: Кац В. И. Греческие керамические клейма эпохи классики и эллинизма (опыт комплексного изучения). Симферополь; Керчь, 2007. С. 240; 429. Прил. V.

  • ГАОО. Ф. 93. Он. 1. Д. 46. Л. 22 об.

  • ГАОО. Ф. 93. Он. I. Д. 46. Л. 32 об.

  • ГАОО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 46. Л. 27 об № 8.

  • ГАОО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 46. Л. 21-22 об-; Петрова Э. В., Карпенко А. В. Письма Е. Ф. де Вильнёва в ООИД… С. 42-13.

  • ГАОО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 46. Л. 23-24.

  • Профессор Академии художеств И. К. Айвазовский, в 27-летнем возрасте избранный членом четырех Академий художеств — Императорской в Петербурге, Римской, Парижской, Амстердамской, — к тому времени был хорошо известен в придворных кругах Петербурга как блестящий художник-маринист и спутник великого князя Константина Николаевича в путешествии по Крыму (1845). В марте 1853 г. через президента Академии художеств он безуспешно ходатайствовал об открытии художественной школы в Феодосии.

  • НА ИИМК. Ф. 9. Оп. 1. Д. 29. Л. 1-3.

  • НА ИИМК. Ф. 9. Оп. 1. Д. 29. Л. 4.

  • НА ИИМК. Ф. 14. Оп. 1. Д. 2. Л. 3.

  • Так в подлиннике.

  • Так в подлиннике.

  • Фраза в подлиннике отсутствует, вставлена по смыслу,

  • НА ИИМК. Ф. 9. Он. 1. Д. 29. Л. 5-6. Фрагмент письма опубл. с ошибочным указанием места хранения (ЛОИЭ АН СССР, а не ЛОИА АН СССР, ныне ИИМК РАН) в кн.: Барсамов Н. С. И. К. Айвазовский, 1817-1900. М., 1962. С. 80; Айвазовский: Документы и.материалы. Ереван, 1967. С. 114. № 85.

  • Тунккна И. В. Русская наука о классических древностях юга России (XVIII- середина XIX в.). СПб., 2002. С. 303.

  • ГАОО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 46. Л. 29-30 об.

  • ГАОО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 46. Л. 27 об.

  • НА ИИМК. Ф. 9. Оп. I. Д. 29. Л. 25 об.

  • ГАОО. Ф. 93. Оп, \. Д. 46. 71. 30. В ряде статей (Петрова Э. Б. О начальном периоде… С. 605; Петрова Э. Б., Карпенко А. В. Письма Е. Ф. де Вильнева в ООИД… С. 44) неверно переведено как пять могил вместо четырех.

  • Reinach S., 1892. Р. 37, 52-53.

  • Pfrommer M., 1996.

  • Имеется в виду золотая серьга (полая внутри) в виде женской головки, украшенной эмалью, на голове — стефана с зубчатым краем, в ушах — серьги в виде розеток, на шее — ожерелье в виде круглых бус. Аналогичные серьги из раскопок 1840-1841 гг. Д. В. Карейши в плитовой гробнице в Аджимушкае в Керчи опубл.: ДБК. Т. 1. С. 52, 54 № 11; Т. 3. Табл. VII, 11.

  • Извлечение из всеподданнейшего отчета… С. 126-127.

  • НА ИИМК. Ф. 9. Оп. 1. Д. 29. Л. 7-7 об.

  • ОАМ ГЭ. Инк. № Ф. 2. «Ожерелье-гесьма с тремя рядами подвесок… Ожерелье строится по распространенной в этот период схеме: плотная тесьма из мелких цепочек, спускающиеся петле видные и одиночные цепочки с прикрепленными к ним тремя ярусами разновеликих подвесок. Места крепления цепочек замаскированы чередующимися двухярусными розетками и протомами крылатых грифонов с раскрытой пастью (?); застежки-фермуары с филигранным орнаментом и петельками на концах… К протомам грифонов приклсплены схематично выполненные фгпурки, верхняя часть которых изображает женщину, а нижняя — реберчатое тулово насекомого, скорее всего пчелу… Второй ряд зерновидных гладких подвесок крепится на коротких цепочках. К длинным петлям подвешены самые крупные бутоны со сложным филигранным узором, дополненным зернью. Завершением подвесок в двух последних рядах служат две гранулы. Сравнительная небольшая длина ожерелья и петли на завершающих пластинках указывают на то, что ожерелье украшало лишь переднюю часть шеи. Сзади оно скорее всего стягивалось лентой ил и шнуром». Длина 33 см, вес 115.3 г. 330-300 гг. до н.э. Цит. по: Савсркина И. И. Золото Боспора: Дополнительные материалы из собрания Государственного Эрмитажа // Огден Д. Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи У-ГУ вв. до п. э.: Каталог выставки / ГЭ. СПб., 1995. С. 266. Рис. 201. Опубл.: ЦБК, Т. 2. Табл. ХПа, 4, 4а.

  • НА ИИМК. Ф. 9. Оп. 1. Д. 29. Л. 14 № 3.

  • ОАМ ГЭ. Инв. №Ф. I. «Пара серег, сосюящихиз четырех основных элементов: диска, многофигурной композиции на базе, ладьи п свисающих с нее цепочек с подвесками. Места соединения замаскированы розетками, пальметками, завитками, розами из «стружек» тонкой золотой ленты. Приподнятые края диска украшены несколькими рядами зерни, внутренняя поверхность покрыта филигранным узором ъ виде чередующихся пальмеюк и пятилспестковых розеток. Средняя выпуклая часть состоит из двух рядов лепестков, образующих пышную многолепестковую розетку. Ладья подвешена на двух цепочках, прикрытых обильным растительным орнаментом. Две обнаженные фигуры крылатых Эротов (?) замыкают буйство орнамента и фланкируют центральную сцену, размещенную на декорированной язычками базе. Четверка коней несется во весь опор, так что их передние ноги выходят за пределы базы. Ими управляет Ника, стоящая на колеснице. Рядом с ней юноша со щитом. Вся композиция, такая динамичная в целом, отличается с голь мипианорными размерами (ширина 1.2см, высота 1.1 см), что феодосийские серьги считаются од ним из прославленных образцов «греческой микротехники» <.,.> Фигуры выполнены чеканом из листового золота. Ладья покрыта мельчайшей зернью, сгруппированной по четыре гранулы. Внутри ее заполняет растительный орнамент, снаружи обрамляют восемь двухъярусных розеток. От каждой розетки спускаются по две цепочки, образуя фестоны с петлями разной длины. К ним прикреплен ряд гладких зерновидных подвесок и ряд крупных бутонов с орнаментированной поверхностью. Места креплений прикрыты пальметками. Шейки бутонов образуют два соединенных опрокинутых конуса…». Циг. по: Саверкина И. И. Золото Ь’оспора: Дополнительные материалы из
    собрания Государственного Эрмитажа // Уильяме Д., Огден Д. Греческое золого. Ювелирное искусство классической эпохи. Каталог выставки. СПб., 1995. С. 264-265. Рис. 200. Высота 9 см, вес 22 и 22.5 г. Датировка дискуссионна — по И. И. Саверкиной 330-300 гг. до н. э. (в статье 2000 г. — около 300 и или даже более позднее время), по Е. Я. Рогову — первая половина третьей четверти IV в. до н. э. Место производства вызывает споры — по М. И. Максимовой — Аттика, по Б, Депперт-Диппиц, М. Пфромыеру, И. И. Саверкиной — Северная Греция или западная часть Малой Азии, по Е. Я. Рогову — мастер из Южной Италии или Сицилии, работавший в Херсонесе Таврическом, по М. В. Скржииской — италийский ювелир, живший в Северном Причерноморье. Опубл.: ДЬК. Т. 2. Табл. XII?, 5, 5а; Максимова М.И. Миниатюрная группа на феодосийских серьгах // ТГЭ. 1958.1′. 2. С. 62-66; Артамонов М. И, Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. Л.; Прага, 1966. Табл. 326-328; Соколов Г. И, Античное Причерноморье. Д., 1973. С. 49. № 33; Саверкына И. И. Роскошные серьги Б Эрмитаже и других музеях // Античное Причерноморье. СПб., 2000. С. 12-18; Рогов Е. Я. О месте производства феодосийских и херсонесских серег роскошного стиля // Боспорский феномен: Колонизация региона. Формирование полисов. Образование государства: Матер, междунар. науч. конф. СПб., 2001.4. 2. С. 66-73; Скржинская М. В. 1) Изображение апобата на серьгах из феодосийского некрополя и сюжеты с апобатами на вазах из Северного Причерноморья // Боспорский феномен; Погребальные памятники и святилища: Матер, междунар. науч. конф. СПб., 2002. Ч. 1. С. 129-133; 2) Древнегреческие праздники в Элладе ц Северном Причерноморье. СПб., 2010. С. 233-235.