В первом кургане, лежавшем впереди прочих, Айвазовским была открыта «земляная гробница с изящными золотыми вещами». При раскопках А. Е. Люценко «боковых» погребений найдено не было. Во втором кургане, расположенном «позади» первого, И. К. Айвазовский обнаружил «кувшин с одними сожжеными костями, перемешанными с углем и золою». Здесь на глубине одного аршина [0.71 м] с южной стороны А. Е. Люценко были отрыты разбитый кувшин с углем и сожженными костями, между которыми были найдены железные стригиль и перстень, сильно поврежденные огнем; с западной стороны насыпи найдена большая гробница с «истлевшей деревянной крышей», опущенная на один аршин [0.71 м] в материк, обе ее стороны были «обложены камнем, а остальные две прислонены к скале».
Гробница эта оказалась «давно расхищенной». В третьем кургане, находившемся несколько левее первых двух, И. К. Айвазовский нашел «жженую гробницу с кусочками расплавленного в ней золота». При доследовании А. Е. Люценко в насыпи с южной стороны были найдены на глубине не более одного аршина: «глиняная вазочка с двумя ручками с клетчатым на ней изображением» (сетчатый лекиф) и на материке две «незначительные жженные гробнички» (остатки кремаций) [165]. «Курганы эти, — писал А. Е. Люценко, — занимали одно из лучших местоположений в окрестностях Феодосии. Художник Медведев снял вид их со стороны карантинной гауптвахты, в том положении, в котором они находятся теперь» [166].
По обеим сторонам дороги, ведущей к часовне Св. Пророка Илии, для раскопок были выбраны 17 небольших курганов, по-видимому, еще не раскопанных, за исключением двух с незначительными впадинами посередине. А. Е. Люценко отметил, что все большие курганы в окрестностях Феодосии имеют в центре насыпи глубокие впадины, свидетельствующие о том, что они прежде раскапывались «колодцами». «Отложив расследование боковых частей их до другого времени, мы решились раскопать вышеозначенные [курганы][167 ], основываясь на том, что гробница с известными золотыми вещами, найденными в 1853 году, открыта была в насыпи незначительных размеров», — писал А. Е. Люценко [168].
«Курганы с правой стороны дороги, ведущей к часовне Св. Пророка Ильи»
Прочитать отзыв об экскурсии по Паттайе и другую полезную для туристов информацию можно на сайте ТурФАК. |
В первом из курганов, лежавшем возле дороги и имевшем в окружности до 30-ти саженей [63.9 м] и высоте 3-х аршин [2.13 м], насыпь состояла из мелких камней. Здесь была открыта грунтовая яма в материке длиною 3 аршина, шириною 1 и глубиною Уг аршина [0.71×0.35 м], засыпанная слоем гашеной извести толщиной в 1 вершок [0.044 м]. В яме нашли «жженую гробницу» (остатки кремации) — «кости сожженого покойника», перемешанные с углем и золой. В слоях угля и золы «в разных местах» были найдены одна целая и десять «поломанных вазочек с клетчатым на них изображением» (сетчатые лекифы). В слое гашеной извести, смешанной «с прахом покойника», найдены золотой перстень и золотая застежка филигранной работы, сильно поврежденные огнем [169]. «Вне гробницы» с северо-восточной стороны в насыпи кургана найден «разбитый глиняный кувшин» [170]. Упоминание сетчатых лекифов позволяет относить кремацию ко второй-третьей четверти IV в. до н. э.
Второй курган также был расположен по правую сторону дороги, но ближе к часовне. Он имел окружность около 46 саженей [=98 м] при высоте 3 аршина [2.13 м], с плоской, «как бы срезанной вершиной». На глубине 3 аршин была найдена «земляная жженая гробница», длиной 4, шириной 1 %, глубиной 4 аршина [2.84×1.24×2.84 м], «впрочем, совершенно подобная предыдущей, но расхищенная уже в прежнее время».
«В присыпке» с южной стороны насыпи кургана, на материке была открыта «сложенная из бутовых камней квадратная в 1 аршин [0.71 м] гробница [каменный ящик. — И.Т.], глубиной 10 вершков [0.44 м], в которой стояла на медном круге с тремя ножками в виде кресельных колесцов большая вызолоченная снаружи бронзовая урна, имеющая шарообразную форму, без ручек и без горла. Урна эта накрыта была круглой, по-видимому, чугунной [исправлено В. Г. Тизенгаузеном на слово «железной». — И. Т.] крышкой, с приделанной к ней железной ручкой». В описи находок упомянута «бронзовая урна шарообразной формы без горла и без ручек, вызолоченная снаружи. К ней же принадлежат: бронзовый круглый треножник и, по-видимому, чугунная крышка, с железной ручкой, в обломках, сильно поврежденных ржавчиной» [171]. Внутри вазы лежали сожженные кости, перемешанные с углем, и черепки от «вазочки с клетчатым изображением» (сетчатый лекиф). Погребение в каменном ящике может быть отнесено ко 2-3 четверти IV в. до н. э.
Третий курган, лежавший еще ближе к часовне, имел окружность 15 саженей [=32 м] при высоте 2 аршина [1.42 м], и «подобно первому», состоял из одной каменной насыпи. При раскопках на материке нашли «следы разоренной жженной гробницы», т. е. кремации.
Четвертый курган находился в 15 шагах от второго кургана. Его окружность составляла 19 саженей [=40.5 м] при высоте 2.5 аршина [=1.8м]. Насыпь была перерезана рвом, идущим на юго-восток параллельно дороге. На глубине не более аршина был обнаружен нетронутый грабителями «каменный склеп», выстроенный из тесаных камней «раковистого известняка» (каменный склеп в материке с каменным перекрытием в виде крыши «домиком»), «Имея стены прямоугольные и крышу на два ската, он походил формою своею на саркофаг.
Стены его находились в материке, а крыша в насыпи». Перекрытие склепа («крыша на два ската») было составлено из восьми камней, «соединенных, подобно деревянным срубам, в лапу»; промежутки между камнями были заложены камкой. Склеп оказался без входа и был «с боков замкнут квадратными плитами», а вокруг обнесен стеной из бутового камня. Его размеры снаружи — длина 4.5, ширина 2.5 аршина [=3.2×1.8 м]; внутри — 31А аршина [=2.Зм], ширина 1.5 аршина [=1.07 м], высота от пола до внутреннего угла крыши 2.5 аршина [=1.8 м], а до наружного — 3 аршина [2.13 м]. Чтобы войти в склеп, необходимо было «отвалить одну из боковых плит и разобрать часть крыши». Художник И. Медведев выполнил «рисунок с планом и разрезом каменного склепа, открытого в 4-м кургане» [172].