С. М. Броневский, приступив к обязанностям феодосийского градоначальника, уже в сентябре 1810 г. писал в Министерство полиции, что, «обозревая город Феодосию, нашел в городских стенах, в ломку назначенных, надписи и барельефы, в камне и мраморных досках иссеченные, многие такие же камни из стен выломанные, иные между развалинами лежащие, другие уже вошедшие в новые строения, и хотя сии надписи частию описанные путешественниками, частиго вовсе неизвестные и суть остатки глубокой древности, будучи нисаны готическими буквами и, следовательно, принадлежат к временам владычествования здесь генуэзцев, <…> желая сохранить сии памятники, сделал запрещение употреблять их в строения, а для хранения их назначил одну из пустых мечетей, приказав складывать их в оную по мере как будут отыскиваемы между развалинами». С. М. Броненский просил позволить ему «находящиеся в Керчи и Еникале подобные камни с греческими надписями присовокупить к собираемым в Феодосии, дабы составить здесь по времени музей» [1].

Министр полиции доложил записку С. М. Броневского императору Александру 1, который нашел предложение градоначальника «полезным» и утвердил его 8 ноября 1810 г. Полгода спустя, Феодосийская городская дума постановила создать музей.

Скіфи.

«1811 года мая 31 дня. Среда. Феодосийская дума по предложенному от городскою главы по предписанию г. феодосийского градоначальника и кавалера музеуме, приказали: что как составление сдесь музеума может быть к пользе города, привлекая вояжиров, украшением по ученой части, то и нужно употреблять старание для умножения вещей, и Дума, полагая, что сие интересное и полезное заведение будет весьма ограничено собранием только материалов своих от феодосийских развалин, которые содержат одни генуэзские надписи, маловажные по недавности времени владения в Крыму сего народа.

Торговые связи Феодосии со всеми берегами Черного моря, прежде [основанные] греческими колониями, также дают верный способ достать от разных мест многие редкости, медали и надписи греческие и отчасти вещи для коллекции натуральной истории, особливо минералами Малой Азии и Мингрелии изобильными, и приведя сие в действо составить можно малыми иждивениями важное собрание редкостей, служить могущих по части естественной истории, род депо для снабжения некоторых пещей другим в России находящимся габинетам [кабинетам. — И. Т.].

Для скорейшего достижения сей цели нужно пригласить служащих при таможнях и карантинах подведомственных Феодосии чиновникам, и скупить при удобных случаях таковые вещи в Керчи, и в Ьутазе, от развалин на Таманском полуострове и в Закубанских местах находящихся, также в Севастополе и Балаклаве от остатков Херсонеса, что все и предать на благоусмотрение господину] феодосийскому градоначальнику и кавалеру. Ознакомив сеже думою собрание разных редкостей у здешнего купца Дживарджи при рапорте представить с сочиненным реестром и при том доложить, что цена оным тысяча двести пятьдесят рублей.

1. Мраморная женская головка обыкновенной величины. 2. Глиняная фигурка, изображающая женщину, обернутою маптою [гиматисм. —И. Т.]. 13 головок глиняных разных. 4 глиняных бюстов. 5 тоже без голов. 5 глиняных барельефов из базусов. 2 звериных голов. 1 отломок головы. 1 ламп, 5 маленьких глиняных амфоры и разные отломки вазусов. 1 вазус. 34 серебряные медали греческие и римские. 100 медных разной величины римские медали.

Все расходы, какие произойдут на исправление мечети для хранения памятников древности, градоначальником предложено думе (6 июля 1811 г. N0 1499) обратить на щет городской суммы» [2].

Первым приобретением музея стало собрание древностей феодосийского купца Дживарджи (или Джеварджи), купленное думой за 1250 руб. Оно включало мраморную женскую головку, женскую терракотовую статуэтку, 13 глиняных головок, 4 глиняных бюста (скорее всего, протомы), 5 терракот без голов, 5 глиняных барельефов «из базусов» (вероятно, фигурные сосуды), 2 «звериные головки», 1 «обломок головы» (возможно, терракоты), 1 светильник, 5 «малых глиняных амфор и разные обломки» ваз, 1 вазу, 34 серебряные греческие и римские монеты, 100 медных римских монет.

В записке о своей службе, адресованной министру полиции гр. А. Д. Балашёву в ноябре 1811 г., С. М. Броневский сообщал: «Учрежденный по моему представлению музеум для хранения памятников древности обращает уже на себя внимание любопытствующих посетителей. (Опись музеума не представлена еще потому, что многие вещи ожидаются из Керчь-Ениколя, Фанагории и Севастополя. Он заключает в себе камней с надписями греческими и генуэзскими, с барельефами, вазов, торсов, надгробных памятников и других огромной величины редкостей числом 42 штуки; глиняных обломков от статуй, вазов, ламп, лакриматорий и прочего 38. Медалей греческих, римских, босфорских и понтийских 231 серебряных и бронзовых. Все это стоит казне не более ста рублей за перевозку вещей)» [3].