С подачи М. С. Воронцова должность («звание») феодосийского градоначальника было упразднено указом императора Николая I от 6 августа 1829 г. «с присоединением управления портовым городом Феодосиею к должности таврического гражданского губернатора». Феодосийское градоначальство было ликвидировано 3 июня 1837 г., после подчинениятаможенной и карантинной частей Феодосии керчь-еникальскому градоначальнику.
Общее управление городом Феодосией «в исполнительном, полицейском и судебном отношении» было оставлено в ведении таврического гражданского губернатора, с одновременным упразднением канцелярии бывшего феодосийского градоначальника (единственный оставшийся чиновник по особым поручениям был переподчинен керчь-еникальскому градоначальнику «для употребления по делам карантинного и таможенного округов»); при этом коммерческий суд, обслуживавший и Керчь, и Феодосию, «временно» был оставлен в Феодосии [121], но и тот вскоре был переведен в Керчь.
Население города постепенно росло: в 1809 г. действовало 8 церквей, 4 новых казармы, карантинные здания, 8 фонтанов, в Феодосии проживало до 4 тыс. жителей [122]. Новый градостроительный план был утвержден Александром I в Царском Селе 8 августа 1817 г. [123] К 1827 г. в Феодосии насчитывалось 4988 «душ обоего пола», большую часть которых составляли татары. В городе было 7 церквей, 2 синагоги, 2 татарские мечети, около 700 казенных и частных домов, 370 лавок [124].
Детальные статистические сведения о Феодосийском уезде за 1826 г. (по шести волостям) приведены в путевых бумагах П. И. Кёппена 1827 г. Он получил эти данные в ноябре 1827 г. от местного исправника Шиловского, который запросил их в волостных правлениях, у управляющего попечительным комитетом крымскими иностранными колониями комиссара Гейденрейха (4 июня 1827 г.), а также у таврического муфтия (13 июня 1827 г.) и смотрителя Крымского виноградного училища барона А. К. Боде (17 июня 1827 г.). Население уезда в то время составляло 40512 человек [125].
Общие сведения о Феодосии приводятся и в ежегодных отчетах uрадоначальника. Так, в отчете за 1832 г. сказано, что «население города Феодосии хотя невелико, но весьма разнородно. Оно состоит из русских, греков, армян, татар, евреев, цыган, французов, итальянцев, немцев и др. Главнейшее число жителей составляют русские мещане — 1041 чел. мужского пола, татары — 705 муж.; греки, подданные России — 155 муж. В звании иностранцев находятся в Феодосии сих же греков еще 356 мужского пола, всего обоего пола 7987 душ» [126]. В 1847 г. в Феодосии проживало 8399 горожан, а в 1874 г. уже 10,5 тыс. жителей [127].
-Хyна — истина о Жизни, балансе, устройстве Вселенной и всех живых существ. Это то, что помогает открыть собственную мудрость, осознанность и Источник. Это основы гармоничного взаимодействия всех живых существ с собой и Миром-
Летом и осенью 1804 г. хранитель Эрмитажа, немецкий ученый на русской службе Е. Е. Кёлер [128] (ил. 56) в сопровождении художника Карла фон Кюгельхена [129] совершил поездку по югу России, финансируемую за счет средств Кабинета императора Александра I. Заехав в Феодосию, он был потрясен тем, что при «очищении груды развалин» и «разломке» древних городских стен, оказавшихся «не нужными» по новому градостроительному плану, древние мраморы с греческими и генуэзскими надписями, гербами и пр. беспощадно уничтожались — заделывались и стены новых зданий, ломались, пережигались на известь и т. п. Ученый еще в 1804 г. поделился своим возмущением с попечителем Харьковского учебного округа графом С. О. Потоцким [130], который доложил о варварстве местного градоначальника императору.
Дело в том, что феодосийский военный губернатор (г. е. градоначальник), англичанин на русской службе генерал от инфантерии А. С. Феньш (1757-1828) 21 июня 1804 г. получилпредписание «по разоренному положению Феодосии, обратить главное попечение… чтобы прежде всего очистить… сие место от громад и развалин… и, сколь можно, на первый раз устроить развалившиеся публичные фонтаны» [131].
Согласно сообщениям путешественников, он приказал разобрать стены цитадели для постройки казарм, оставив всего три оборонительные башни, но и они были полуразрушены — башня папы Климента VI сохранила лишь три грани своих стен, надпись на плите в честь папы была снята и помещена у ее подножия [132]. Древняя генуэзская цитадель была полуразрушена, а ее стены «грозили падением»; разрушено было и большинство армянских церквей. Две роты пионерского полка и один пехотный полк были привлечены А. С. Феньшем «для очищения» города от развалин, «восстановления» фонтанов и строительства карантина и пристани [133].
Камень из разрушенных построек «просвещенный англичанин» приказал раздать местным жителям «безденежно», что стимулировало строительство города, но нанесло непоправимый ущерб древней архитектуре: «Все старое принялся он разрушать, а каменья раздавать даром; такою дешевизною материалов феодосийцы еще более завлечены были к постройкам» [134].
Город, обнесенный генуэзской стеной с башнями и глубоким рвом, обложенным отесанными камнями, лишился одного из своих главных украшений: Феньш приказал снять облицовку из плит тесаного камня стен и рва крепости, чтобы построить из них казармы; при нем многие стены и башни крепости частично были разобраны на камень, а оборонительные рвы во многих местах засыпаны.