Мечеть

Напротив жилого корпуса дворца находится мечеть, одна из самых красивых во всем Крыму. Со стороны двора она украшена перистилем, заканчивающимся ханской лестницей, которая ведет в две зарешеченные комнаты, откуда открывается прекрасный вид на мечеть. Это – крупное, отлично выстроенное сооружение, в котором, как и раньше, соблюдается идеальная чистота. Повсюду – ковры. Здесь царит религиозный дух и уважительная, благопристойная атмосфера, свойственная исключительно татарскому народу…

Поле мертвых

Рядом с мечетью расположено кладбище ханской семьи и ее придворных. Два больших восьмиугольных мавзолея, увечанные куполами из кованого железа, стали последним пристанищем для некоторых представителей ханского рода. В одном из мавзолеев захоронено семнадцать представителей семьи Гиреев. Только четверо из них имеют каменное надгробие, остальные удостоились всего лишь деревянных саркофагов увеличенного размера. Без всякого сомнения, каждое захоронение окружено заботливым уходом со стороны татарского населения.

Степень этой заботы зависит от положения царственной особы и от пышности ее захоронения. Саркофаги покрыты материей зеленого или черного цвета, на которой еще можно различить вышитые буквы. Мужские памятники увенчаны шерстяными тюрбанами.

Две татарские княжны покоятся во втором мавзолее. Их могилы легко узнаваемы из-за полного отсутствия на них каких-либо украшений. Ближе к выходу захоронены разные вельможи. Остальная территория кладбища представляет собой большое пространство, покрытое деревьями и кустами, в тени которых находятся останки остальных членов семьи Гиреев.

Могильные саркофаги этих захоронений разбросаны здесь в полном беспорядке. Вот мраморная плита с именем того, кто покоится в сорока шагах от нее, а там – просто собраны в одну кучу увенчанные тюрбанами памятники разных эпох… Господин Мертваго объяснил мне этот беспорядок тем, что татары сильно опасаются осквернения могил своих бывших правителей…

Продолжение того же дворцового крыла

За кладбищем следуют служебные помещения и конюшни, над которыми надстроен еще один этаж-галерея. В конце всех этих сооружений расположен павильон с дверью, ведущей в третий восьмиугольный мавзолей. Он больше и красивее двух предыдущих. Несмотря на то, что этот мавзолей намного моложе других, уже существует огромное количество легенд, связанных с женщиной, покоящейся в нем. Я полагаю, будет неуместным приводить здесь все эти рассказы.

Сады

Напротив входа, в конце большого двора есть сад, высаженный террасами. Он примыкает к вышеупомянутому мавзолею. Жаль, что такой сад остается неухоженным, хотя, конечно, в одиночку управляющий дворцом не может заниматься абсолютно всем. Остальные внутренние сады находятся в таком же плачевном состоянии, и, несмотря на это, в них растут самые лучшие в Крыму персики, сливы и абрикосы. Это связано с тем, что во времена ханского правления все садовые культуры отбирались для этих садов с особой тщательностью.

Общие размышления

Царствующие особы семьи Гиреев относились к жизни или уж очень по-философски, или в высшей степени беззаботно. Судя по моему описанию, кладбище располагалось прямо под окнами правителей. Может быть, это должно было напоминать им о бренности человеческой жизни и заставляло совершать побольше хороших дел? Ни в коем случае!

Все они очень любили прогуливаться в тех прекрасных садах, о которых я уже упоминал, и наслаждаться красотой природы, не думая о тленности бытия. И эти сады, приносящие столько удовольствия татарским правителям, были отдалены от поля мертвых всего лишь небольшим отрезком двора, где не было ни цветов, ни деревьев, ни декоративных фонтанов.

Таким образом, в соответствие с понятими этих людей Магомет, усопшие и лошади должны были находиться с одной стороны, а царствующий хан, женщины и соколы – с другой. Любой татарин разъяснил бы нам, что такое разграничение выглядит странным только в глазах тех, у кого нет представления о нравах и традициях татарского народа.

Известно, что князья из династии Гиреев воспитывались среди черкесов с их обычаями и законами. По возвращении на родину они отвергали все, что не укладывалось в эти азиатские традиции, включая искусство и законодательство.

Неграмотный татарин инстинктивно оценивал своего повелителя по уровню пышности его резиденции. Каким же великим является владыка, во дворце которого сквозь окна проходят цветные лучи! Татарин лучше всего понимает глазами. Во время военных походов он нигде не видел такого красивого дворца, как у хана, значит тот – самый могущественный в мире!..