Мы проходим две прихожие, в которых в качестве мебели расположены только одни диваны, и попадаем в апартаменты императрицы Екатерины Второй. Во времена ханского правления эта часть дворца отличалась особым великолепием: большие, высокие залы, многочисленные комнаты, количество дверей в которых говорило о различных вариантах их расположения.

Чтобы угодить императрице, все восточное убранство было здесь заменено на европейский манер. В результате, эта странная карикатурная смесь азиатского и европейского стилей вряд ли понравилась Екатерине. Но, благодаря своей доброте и такту, императрица оставила все как есть.

Одна из стен ее спальни сообщается с салоном. На четырех нижних окнах европейского стиля висят зеленые занавеси из тафты. Верхние же окна сохранили свой восточный колорит. Два хилых, маленьких, грубых столика, покрытых искусственным мрамором, красуются рядом с азиатским камином. Двери украшены наличниками в духе дворцовых украшений Санкт-Петербурга, а их своды позолочены в манере иранского Исфахана…

Мне бы хотелось предостеречь читателя от возникшего у него ощущения критичной предвзятости с моей стороны при описании интерьеров дворца. Это не так и далее вы в этом убедитесь.

Самая красивая комната главной резиденции крымских ханов имеет сообщение со спальней Екатерины Второй. Это – квадратный зал, одна из сторон которого украшена витражами. Четыре двери ведут в более маленькие помещения, а главный вход сообщается с комнатой, противоположной апартаментам императрицы.

Далее следуют еще две комнаты, в которых к потолку подвешены красивые люстры. А вот – что-то наподобие большого решетчатого кабинета, выступающего во двор. Он весь заставлен диванами. Отсюда хан наблюдал за боевыми учениями своей гвардии, а также удостаивал своим присутствием различные состязания специально обученных для этого игроков.

Я сказал удостаивал своим присутствием, но не удовольствием лично лицезреть своего владыку, так как решетки не давали участникам состязаний никакой возможности самим видеть хана. Именно постоянное ощущение присутствия правителя заставляло игроков с особым рвением участвовать в соревнованиях…

Отсюда начинается жилое крыло, где обитали ханские придворные. Оно тянется вдоль ручья. В нижней части крыла расположен главный вход во дворец. Я опущу здесь описание помещений этой части дворца, так как оно займет очень много времени. В течение двух недель я сам проживал в этом корпусе.

Рядом с главным входом находится лестница, ведущая в арсенал. Там абсолютно нечего смотреть. Внутренние дворы окружены вспомогательными помещениями. В центре небольшой, плохо проветриваемой узкой площади расположился гарем. Это здание не делает чести галантности ханов: наложницы были как бы замурованы в своих маленьких комнатках-кельях. Забота об их здоровье мало кого волновала. Главное было – обеспечить надежность их заточения. За исключением тюрем, я еще нигде не видел таких неприятных условий пребывания человека.

В большой башне, соседствущей с гаремом, обитали пленники совсем другого сорта. Это были охотничьи соколы. На верхнем этаже этой башни была сооружена решетчатая беседка для наложниц, которые оттуда могли наблюдать за маневрами ханской гвардии и соревнованиями по бегу и кулачному бою. Если в те времена к этой беседке вела та же лестница, что и сегодня, то дамам приходилось прилагать немалые усилия, чтобы иметь удовольствие лицезреть все эти мероприятия.